На днях глава Национальной полиции Игорь Клименко похвастался успехами: раскрываемость умышленных убийств составляет 92%, и такого, мол, никогда не было в истории независимой Украины.
Ой было, пан генерал, ой было! Как выяснила "КП" в Украине", эта цифра имеет долгую, а временами даже мистическую подоплеку.
За последние несколько лет цифра в 92% звучала по Украине не раз. До Игоря Клименко ее называл Арсен Аваков. Например, в декабре 2018 года он тоже сказал о 92% раскрываемости убийств. Годом раньше отчитался о 92% раскрытых изнасилований. В июне этого года Аваков снова назвал 92% раскрытых убийств и 91% изнасилований. То есть где-то около этого.
А теперь мы расскажем страшную историю. В феврале 2003 года в собственной квартире нашли повешенным начальника Черкасского райотдела милиции Вячеслава Романовского. Разразился очень большой скандал. Причины самоубийства так и не назвали, что-то крутили вокруг личных мотивов. Но коллеги Романовского утверждали - в комнате, где начальника вынули из петли, на стене была надпись: "92% раскрываемости".
А в марте того же года в рабочем кабинете пытался застрелиться генерал Олег Кочегаров - тогдашний руководитель управления милиции в Черкасской области и непосредственный начальник Романовского. Опять был шок и большой скандал.
Официально этого не подтверждал никто и никогда, но в СМИ ходила версия о том, что Романовский не выдержал давления со стороны Кочегарова, который требовал 92% раскрываемости преступлений в районе. А Кочегаров потом то ли не выдержал нападок со стороны журналистов, которые доискивались правды, то ли его прессовал министр МВД Юрий Смирнов за то, что не мог обеспечить нужный процент раскрываемости, а вместо этого давил на подчиненных.
- Я тоже могу рассказать страшную историю, - говорит адвокат Алексей Сиротин, который в прошлом много лет проработал в системе МВД. - В 80-х, точный год уже не помню, в Киеве покончил со собой начальник уголовного розыска. Средняя раскрываемость преступлений по СССР тогда была 60%, а Украина выдавала цифру в 92-93%. Из Москвы отрядили комиссию во главе с замминистра внутренних дел Юрием Чурбановым (зятем Брежнева), чтобы разобраться в секретах успешной работы киевлян. Начальник угро решил, что до проверки лучше не дожить. Это я к тому, что статистикой всегда манипулировали.
По словам нашего эксперта, традиционно от милиции требовали 100% раскрываемости, но все понимали, что это не реально. 92% считалось на твердую "четверочку" - ругать не будут, в партию примут.
- Советские генералы усвоили эту цифру, и так она передавалась из поколения в поколение руководителей. Вот, видимо, дошла и до наших дней, - резюмирует бывший следователь милиции.
После обретения Украиной независимости сто раз поднимался вопрос, что с оценкой работы милиции по показателям раскрываемости надо кончать. Эпоха пятилеток миновала, а гражданам служебное рвение стоило отбитых почек. Потому что признание по-прежнему оставалось царицей доказательств.
- С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса в 2012 году вопрос с пытками формально решили. Признание, данное на следствии, больше не является подтверждением вины в суде. В милиции стали говорить, что применять к задержанному насилие больше нет смысла. Но на самом деле смысл остался - выдать на-гора результат для показателей. А развалится в суде дело или не развалится - это другая история и другая статистика, - говорит Алексей Сиротин. - Отсюда и скандалы, как с изнасилованием в Кагарлыке.
Подтверждением этих слов служит официальная информация, озвученная в начале июля этого года: в Государственном бюро расследований находится около 5 тысяч уголовных производств по фактам жестокого обращения со стороны правоохранителей.
Об отказе от процентов говорили в эпоху больших реформ милиции в 2015 году. Но ничего не изменилось - не изобрели альтернативной оценки работы полиции. Ведь если ничего с нее не требовать, она и вовсе работать не будет. Что есть - то есть, поэтому статистику тоже не нужно сильно пинать.
К слову, после трагедии в Черкассах 2003 года среди милиционеров ходила мрачная шутка: "У нас 92%". Это означало, что дела плохи и могут бить.
МНЕНИЕ ЗА
Но вернемся в наши дни. Реальна ли озвученная Игорем Клименко цифра? Многие даже посчитали, что успехи преувеличены, поскольку наша полиция работает так… Ну, сами знаете как.
- На самом деле эта цифра близка к истине, - считает адвокат Сергей Бурлаков. - Большинство убийств происходит на бытовой почве, это очевидные преступления. А там, где неочевидные, задействуются большие силы и весь арсенал возможностей для поиска преступника. В частности, негласные следственные и розыскные действия (аудио и видеоконтроль, снятие информации в телекоммуникационых сетях, наблюдение. – Ред.), что не используется по менее тяжким преступлениям.
В то же время эксперт отмечает, что раскрытые убийства, несмотря на всю важность такой работы, это не тот показатель, который влияет на уровень доверия людей к правоохранителям.
- Люди оценивают работу полиции по уровню собственной безопасности. Как они защищены от квартирных краж, уличных грабежей, обычного хулиганства. Раскрываемость этих преступлений, к сожалению, значительно ниже, и защита от них невысока, - констатирует Серей Бурлаков. - Поэтому создается общее впечатление, что вся полиция работает плохо, хотя на самом деле это не так. Нагрузка на одного следователя может достигать 800 уголовных производств за раз.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
А вот адвокат Алексей Сиротин сомневается в достоверности 92%.
- Со статистикой всегда происходит игра. Например, складываются в общий котел раскрытые умышленные, неумышленные убийства и убийства по неосторожности. Во всех случаях есть гибель человека, есть виновник – значит, "плюс", - говорит эксперт. - Дальше берем статистику, когда человек скончался в результате уличных нападений, избиения. Это другая статья - нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть. Таких преступлений намного больше. Из них в положительную статистику выбираются производства, где подозреваемый найден по горячим следам. Остальные дела могут годами лежать у следователя без движения и включаться в другую, не такую яркую графу.
Юрист отмечает, что требование набивать положительную статистику от старой милиции благополучно перешло в новую полицию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
У нас негромкий юбилей: исполнилось 25 лет закону, который формально положил начало борьбе с коррупцией в независимой Украине. Документ, введенный в действие постановлением Рады от 05.10.1995, одиннадцать раз подвергался правкам и утратил действие в 2011 году, но все же запомнился как первая попытка обобщить государственную политику в таком ответственном вопросе.