Несколько месяцев мы с мужем пытались получить разрешение на въезд в Эстонию. Основания у нас были, и серьезные, а разрешения - нет. Когда, наконец, Эстония дала добро, остро встал вопрос, как до нее добраться на автомобиле. Самый короткий путь - через РФ, но в российской погранслужбе не взяли на себя ответственность пропустить нас транзитом в период карантина и посоветовали писать запрос в правительство РФ.
Вторая короткая дорога - через Беларусь и Латвию. Но Латвия требовала то одни, то другие документы и разрешение никак не давала.
Третий вариант - сразу пересечь границу с ЕС и потом уже ехать по Европе. Правда, в этом случае приходится делать большой круг: мы едем на запад, а нам-то надо на север. Но и здесь нас ждала засада: от Венгрии и Словакии мы получили отказы, а в консульстве Польши нам посоветовали писать на каждую погранзаставу. Это заняло некоторое время, но труды были вознаграждены: наконец мы получили первое разрешение от поляков и стали собираться в дорогу. Мы уже полностью смирились с тем, что придется добираться 3-4 дня (во-первых, в Европе очень строго с ограничением скорости, а во-вторых, по ночным дорогам мы не ездим, предпочитая ночью спать), как тут нам дала разрешение на въезд Латвия. Мы быстро поменяли планы, забронировали "транзитную" квартиру в Витебске и отправились в дорогу.
В теории украинско-белорусские пропускные пункты работали в штатном режиме, но на практике аккурат перед поездкой отношения между пограничниками наших стран сильно осложнили хасиды. Плюс буквально накануне выезда президент Беларуси сделал заявление об "усилении границ", и что это означает в реальности, нам предстояло убедиться на собственном опыте.
На украинской границе не было ни единой легковой машины или автобуса, поэтому, несмотря на то что наш автомобиль и вещи украинские таможенники и пограничники досматривали довольно тщательно, мы прошли ее за полчаса.
Проехав непривычно пустынную нейтральную территорию, мы оказались перед белорусским шлагбаумом. Вокруг - ни души. Есть подозрения, что нас снимает видеокамера, но большой вопрос, сидит ли кто-то по другую сторону экрана - может, все ушли и даже выключили свет?
Мы посидели в машине минут 10, и, поскольку никакого движения по-прежнему не было, я вышла из автомобиля, обошла шлагбаум и осторожно пошла в сторону пропускного пункта на "разведку". Мне навстречу также осторожно вышел пограничник, и мы медленно приближались навстречу друг другу.
- А куда вы идете? - спросил он меня.
- Иду спросить - вы видите нашу машину?
- Конечно, видим!
- А почему вы нам не открываете шлагбаум?
- Да вот думаем, куда вы вообще собрались и что тут делаете? Вы в курсе, что сейчас для въезда в Беларусь нужны основания?
- Мы транзитом в Эстонию, и у нас есть разрешение на въезд от Эстонии и Латвии.
- Хорошо, возвращайтесь в машину, сейчас откроем шлагбаум.
Действительно, спустя пару минут шлагбаум поднялся, и мы проехали к пропускному пункту. За последние три года я была на украинско-белорусской границе десятки раз, но такого количества сотрудников пограничной и таможенной служб, собравшихся в одном месте, еще не видела. Плюс, по меньшей мере, четыре служебных собаки. Возможно, дело было в хорошей погоде, и они все просто вышли на улицу поймать последние лучи осеннего солнца? А возможно, это и было "усиление границ"? Но уж точно это меньше всего было похоже на "работу в штатном режиме".
Машину и вещи снова тщательно досмотрели, документы подробно изучили. При этом пограничник нам подробно рассказал, что по внутренним паспортам въезд запрещен, и строго предупредил: не вздумайте потерять заграндокументы! Мы заверили, что очень постараемся ничего не терять, и наконец оказались в Беларуси.
По сравнению с украинскими, белорусские дороги довольно пустынны, а сейчас, когда границы фактически "на замке", особенно. На заправке в Верхнедвинске (перед границей с Латвией) обычно яблоку негде упасть: к колонкам длиннющие очереди, столики заняты жующими людьми, к кофе-машине не пробиться - словом, жизнь бурлит. На этот раз мы заправились и купили кофе буквально за пару минут - людей практически не было.
А на заправке неподалеку от границы с Украиной мы были вообще единственными посетителями, поэтому разговорились с сотрудницей. Она рассказала, что сейчас автомобилистов настолько мало, что заправки - по крайней мере та, на которой она работает - на ночь закрываются, и половину людей сократили.
По поводу коронавируса - тоже интересно. По словам все той же сотрудницы, у нее именно ковидом переболели и дети, и родственники, и соседи, но диагноз "ковид" никому не поставили, поскольку, согласно официальной версии, коронавируса в Беларуси нет.
Маски в стране носят по желанию. По ощущениям, в торговых центрах и супермаркетах в масках примерно каждый десятый - подавляющее большинство их игнорируют. Местные говорят, что единственные учреждения, где ношение масок обязательно, - медицинские: больницы, поликлиники.
В то же время впервые за мои примерно три десятка поездок в Беларусь нас ожидало самостоятельное заселение и выселение - уверена, что как раз из-за пандемии. Если судить по моему опыту, белорусы достаточно осторожны и недоверчивы. Они фотографируют паспорта, долго объясняют, как у них работает плита и как закрывать дверь, берут оплату, а о самостоятельном выселении не может быть и речи - нужно же проверить, не украли ли чего из квартиры! На этот раз нам написали эсэмэску: "ключи под ковриком, после выселения бросите их в почтовый ящик, деньги оставите на столе". Хозяев мы так и не увидели.
Ночевали мы в Витебске, проездом были в Орше, Гомеле и Полоцке - в этих городах все очень спокойно и тихо. Мы не увидели ни митингов, ни полицейских - ничего. Возможно, в столице обстановка другая, но в Минск мы не заезжали.
Отдельно хочу сказать о белорусском вай-фае. Я всегда думала, что это такой своеобразный "комплимент" от города туристам - хоть что-то, чтобы они чувствовали себя как дома. В Беларуси на некоторых заправках тоже обещают бесплатный вай-фай, но он очень странный: подключиться к нему можно исключительно с белорусского номера. Для кого эта услуга и насколько она востребована - загадка.
Но размышлять об этом нам было некогда - впереди нас ждала белорусско-латвийская граница.
Продолжение следует.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ