Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Педагог об итогах ВНО по математике и физике: Во всех странах планку для студентов лишь повышают, но не у нас

Педагог об итогах ВНО по математике и физике: Во всех странах планку для студентов лишь повышают, но не у нас
Фото: Фото: УНИАН

В Украине закончилась основная сессия ВНО,  объявили первые результаты тестов по физике и математике, которые удивили многих. В этом году балл, который эксперты решили считать пороговым, снизился: если в 2019 году, набрав лишь 11 баллов, можно было вздохнуть с облегчением, мол, математику сдал, то в этом достаточно было получить 9 баллов из 52, чтобы говорить, что тест успешен. Примерно такая же ситуация и с физикой: в прошлом году с 13 баллами тест считался пройденным, а в этом году планка упала до 12. Но и при таких невысоких порогах физику "завалили" 7,7% учеников, а математику – 12,71%. Почему точные науки из года в год школьники сдают все хуже и хуже и какой может быть картина в следующем году, когда ВНО по математике станет обязательным, "КП" в Украине" попросила рассказать экспертов.

Преподавание математики нужно пересматривать

Директор Львовского физико-математического лицея Марьян Добосевич результатам ВНО, которые озвучили в Центре оценивания качества образования, не удивляется, считает, что на столь низкий порог повлиял ряд факторов, в том числе и подготовка детей к тестам.

- Первый фактор – эпидемия, думаю, это серьезно повлияло на учеников, ведь заставить себя работать, когда рядом нет конкурентов, как в школе, когда возле тебя нет учителя, который заставляет ребенка учиться, сложно. Второй момент – тест по математике был сложнее, чем в прошлом году, было меньше шансов просто угадать, специфика теста в этом году требовала чуть больше квалификации, чем для тестов в предыдущие годы, из-за этого проходной балл упал, - говорит Марьян Станиславович. – Также очень серьезно нужно относиться к преподаванию математики, тут должна быть работа с учителями, нужно развивать сознательность учеников.

По его словам, математическая подготовка у школьников сейчас не блестящая – из-за того, что образование "прыгало" с 11-летней программы на 12-летнюю и назад, появилась некая неразбериха, и детям сейчас не хватает времени освоить программу.

- Мы пожинаем плоды того, что мы резко решили переходить с одной системы на другую, и теперь как раз чувствуем результаты этого перехода – все учебники, все программы были составлены так, что программы должны были проходить за 12 лет, а на деле проходим мы их за 11 лет, поэтому в 11-м классе все "скомкано". Да и в этом году больше четверти мы пропустили, а материала должны были пройти, как понимаете, больше – одно на другое наложилось, - разводит руками Марьян Добосевич. - Предполагается, что, когда ВНО по математике станет обязательным в следующим году, будет два уровня – базовый и профильный, поэтому не думаю, что мы увидим картину в несколько другом ракурсе, не думаю, что что-то кардинально изменится.

Марьян Добосевич говорит, что тест в этом году был не на отгадывание правильных ответов, а на знания, поэтому и результат такой низкий. ФОТО: Твоє Місто

Учить математику = повысить уровень образованности нации

Директор физмат лицея с горечью признает:  точные науки среди подростков все так же непопулярны, учат языки, даже литературу порой читают, а вот формулы чаще зазубривают и тут же забывают, когда тесты и контрольные написаны. Поэтому математику или физику в Украине знают очень плохо.

- Если смотреть на опыт Польши, у них была всеобщая рекламная кампания о том, что математика вводится как обязательный предмет, чтобы поднять уровень образованности общества. Сейчас у нас все хотят изучать иностранные языки, а про остальные предметы думают, мол, если что, доучусь на курсах, доучат в фирме, где буду работать, откладывают на потом, но вместе с этим мы теряем базу, на которую можно будет накладывать дополнительные знания. Чтобы не потерять и эти крохи, нужна кампания, поддержка государства. Ролики, которые транслировались в Польше о том, что, зная математику, перед тобой открывается больше областей знаний, больше шансов потом получить хорошую работу и достойную зарплату, работают. Если мы оставим образование как есть, пустим все на самотек, ничего не изменится, - говорит Марьян Станиславович.

Директор физмат лицея считает, что реформировать нужно не только школьное преподавание точных наук, но и преподавание математики в вузах.

- Почти для всех студентов-первокурсников математика – это катастрофа. Я общался с людьми, которые преподают математику в политехе, они говорят, что не знают, как работать, что сейчас нужно давать студентам, чтобы они это хоть как-то воспринимали материал, не знают, как преподавать ту программу, которая должна быть в вузе, ведь со школы приходят очень слабые ученики, - рассказывает Марьян Добосевич.

Снижение планки – вред образованию

Судьба украинского образования, в том числе и изучения точных наук, волнует и учителя физики и астрономии из Черновцов, а также победителя национальной премии Global Teacher Prize Ukraine Пауля Пшеничку. Его озвученные результаты ВНО неприятно удивили, говорит, что балл стал действительно очень низким.

- Для детей, которые учатся, ничего не было сделано, олимпиад не было, почему-то у нас вся головная боль только о тех учениках, которые не учатся и не хотят, и это приводит к тому, что пороговый балл снижается, уровень знаний снижается, вузы получают не самых лучших студентов. Очень несерьезное у нас отношение к образованию, и началось это не сегодня, лет 15 назад – начали снижать планку. Происходило это по разным причинам, но дети-то должны учиться. Никто не опускает планку ни в Германии, ни во Франции, ни в Швейцарии, ни в Финляндии. Дети должны знать материал на достойном уровне, другое дело, что не нужно давать слишком сложные задачи, все должно быть сбалансировано, для этого же и существуют целые институты. Да, есть люди, которым от природы дано мыслить логически, и им хорошо дается программа точных наук, есть те, у которых хорошая память, им легче дается гуманитарная программа, есть те, кому удается и то, и другое – и, если человек хочет, он выучит. Мне кажется, дети сейчас не знают элементарных вещей. За 10 лет учебы не знают таблицы умножения или элементарных математических приемов, я уже не говорю о физике, в которой без математики вообще сложно что-то выучить, то дальше будет еще хуже, - с пессимизмом говорит Пауль Францевич. – Во Франции при выпуске 10 экзаменов сдают за пять дней, то есть там заставляют думать, а не зазубривать. У них "отсев" в университетах – 50%, людям, которые не умеют думать, не дают дипломов. Наши университеты борются за выживание и "тянут" даже самых слабых, чтобы не потерять ставки. Да и где в мире раздаются аттестаты всем подряд?

Введение обязательного теста по математике в следующем году Пшеничка считает полезным – его результаты, которые, вероятно, будут еще менее радужными, возможно, станут толчком к большой реформе, хотя считает, что чиновники испугаются масштабов проблем, которые откроются, и передумают.

– Если следующий год сделают годом математики и сделают этот тест обязательным, будет видна вся катастрофа украинского образования. Сейчас все это "заштукатуривается", и нам выдают нечто эдакое, мол, не все так и плохо. И такая картина не только с математикой и физикой, думаю, что украинский не легче сдать. Я смотрел тесты, там непорядок – все сводится к заучиванию огромных массивов информации, а это не развивает детей. Завтра ребенку, сдавшему тест, нужно будет решить элементарную проблему, а он не умеет думать – не дай бог к такому врачу попасть или чтобы такой человек дом строил. Кстати, украинский лучше всего сдают дети с физмата – как бы там ни было, эти дисциплины учат думать, - говорит педагог.

Образование может вывести страну из кризиса

Пауль Францевич считает, что низкое качество школьного образования уже отразилось и на университетском образовании.

- Его уровень тоже упал, даже в самых престижных университетах Украины. Лучшие из лучших студентов бегут за границу доучиваться, даже сиз очень престижных вузов с первых-вторых курсов. Как думаете, почему? Потому что масса студентов приходит, и их нужно начинать учить сначала, чуть ли не с 8-го класса. Университеты это делают, хоть всем понятно, что не должны, а лучшим из лучших это не интересно. Я работаю с детьми одаренными, у нас в стране никому до них нет дела. По правде сказать, им в наших школах нечего делать - если они хотят что-то узнать, они все найдут в интернете. Им не нужен учитель в обычном смысле, им нужен кто-то, кто мог их направлять, слушал. Ну какая им радость сидеть на уроках, когда все пережевывается для троечников, а те все никак не хотят или не могут выучить? Эти умные дети в таких классах - как белые вороны, они начинают стесняться своего ума, - рассказывает Пауль Пшеничка.

По его словам, проблема не только в том, что образование стало не таким качественным, изменения в социальной и индустриальной сфере также внесли свою лепту. Педагог вспоминает – в его время точные науки были востребованы, за места на физматах боролись, ведь перед человеком, знающим математику и физику, открывались прекрасные перспективы – хочешь ракеты строй, хочешь - самолеты, хочешь - на атомных станциях работай. Сейчас же умным выпускникам реализовать свой потенциал можно разве что за границей.

- Высокотехнологическая отрасль замерла: сколько самолетов сделано, кораблей, турбин, ракет? Я, например, шел на физику сознательно, я был влюблен в ракеты и самолеты, дело было не в зарплатах, а в драйве! В наших Черновцах было мощных производств шесть, как в Силиконовой долине, работали в разных направлениях, но эти производства были очень высокотехнологические, - вспоминает учитель. -  Образование – это ключ к развитию. Финляндия, Эстония идут в лидеры, как и азиатские страны – Малайзия, Сингапур, там образованию придается огромное значение, в него вкладывают  немаленькие деньги. Но кроме того, образование необходимо, чтобы воспитать сознательного и честного гражданина. Дети с первых классов списывают. Я подсчитал для себя процент детей, которые не обманывают, это до 4 человек на класс. Мы растим не просто плохих специалистов, а нечестных людей. Образование – это двигатель, который может вывести страну из кризиса, но у нас пока это не поняли, - разводит руками Пауль Пшеничка.

Пауль Пшеничка считает, что образование может вывести Украину из глубокого кризиса, но перед этим из него же нужно вывести само образование. ФОТО: Рубрика

КСТАТИ

Лучшие из лучших показали себя

Несмотря на то что много детей ВНО провалили, количество ребят, которые написали на максимум, увеличилось.

В Полтавской и Сумской областях 200 баллов по математике получили 5 учеников, в Харьковской области – 15. По физике харьковчане написали на максимум 5 раз, а в Сумах высший балл получил один абитуриент. Во Львовской области математику на "отлично" сдали 15 ребят, а физику – восемь, причем пятеро из них получили высшие баллы сразу по двум предметам.

В Черкасской области четверо абитуриентов написали тесты на 200 – трое сдали на максимум математику и один школьник - физику. Гордятся выпускниками и в Донецкой области: семь абитуриентов получили наивысший балл по математике, а еще двое - по физике. Трое отличников показали себя на ВНО по физике в Винницкой области, а вот математику на 200 в области никто не сдал. В Тернополе отличников пятеро, а в Ивано-Франковской области – шесть.   

БДИ!

Когда придут результаты по другим тестам:

  • по украинскому языку и литературе, истории Украины, иностранным языкам и биологии - не позднее 25 июля 2020 года;
  • по географии и химии - не позднее 29 июля 2020 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Украинец живет в Украине, а хохол - где ему нравится": в Сети появились ляпы из сочинений ВНО-2020

Абитуриентов попросили поразмышлять на тему патриотизма за границей.

Новости по теме: ВНО