21 декабря
Загрузить еще

Продается Киевский почтамт. Призраки в придачу

Продается Киевский почтамт. Призраки в придачу
Фото: Главное Фото: Википедия

"Лучше пусть это будет какой-то отель", - заявил недавно глава Укрпочты Игорь Смелянский, объясняя журналистам, почему он хочет продать главное здание Главпочтамта на Крещатике за миллиард гривен. По его словам, Майдан - центр демонстраций и исторических событий, и многотысячному производству тяжело работать в таком месте. 

Интересно, знает ли Игорь, что на месте Главпочтамта когда-то уже был  фешенебельный отель. И судьба его была весьма непрозаичной.

Первая гостиница с электричеством

На Крещатике, 22, - том самом месте, где сегодня находится здание Главпочтамта, в середине XIXвека работала одна из самых шикарных в городе гостиниц "Гранд-Отель". Открыли ее в двухэтажной усадьбе дважды бывшего городского головы, профессора университета Св. Владимира Густава Эйсмана, слегка деспотичного и грубоватого, но искренне преданного своему делу. В 1870-х предприимчивый хозяин достроил третий этаж, нанял управляющего с итальянской фамилией Перотти и ресторатора Висконти, служившего раньше метрдотелем его императорского величества Александра II, и открыл фешенебельный "Гранд-Отель".

Если верить рекламным буклетам XIXвека, удобства гостиницы тянули не меньше, чем на пять звезд: совершенно новые и роскошно меблированные номера - 120 комнат, обустроенные ванной, бильярдной, подъемными машинами; ресторан с отдельными кабинетами и лучшими сортами заграничных вин. От вокзала до отеля гости могли заказывать экипаж. Ну и цены на все эти удовольствия соответствующие: за обычную комнату в сутки нужно было заплатить от 75 копеек до 20 рублей, а за "люкс" - 30 рублей. Для примера: в конце XIXвека обычный рабочий получал оклад около 20 рублей в месяц, пошить костюм можно было примерно за 16 рублей, фунт мяса стоил 22 копейки, гречневая крупа - 10, фунт масла сливочного - около 60 копеек.

Впрочем, гости отеля, среди которых были банкиры, финансисты и даже титулованные особы - испанский гранд-герцог Монпансье и бразильский император дон Педро II, путешествующий инкогнито под именем графад’Алькантара, - могли позволить себе любые расходы. Главное - понимать, за что платишь. А с этим проблем не возникало. Гостиница Густава Эйсмана была не только фешенебельной, но и самой передовой. В 1878 году в Киеве появилось электричество, и первые показательные сеансы электроосвещения провели в ресторанном зале "Гранд-Отеля". Точно такие же устраивали, например, в Вене, что придавало особый вес событию. А в 1886 году, когда в городе провели телефонную связь, аппараты системы Белла-Блека появились почти в каждом номере гостиницы.

При отеле работал знаменитый магазин Анны Сергеевой, где за баснословные деньги можно было купить эксклюзивный китайский чай. Считалось, что дорогие сорта, вроде желтого "императорского" чая, китайцы продавали русским только за меха. Поэтому цены на такой товар в магазине Анны Сергеевой варьировались от 1,5 до 5 рублей за 450 граммов. Для сравнения: стакан чая в трактире стоил 5 копеек.

На месте нынешнего Главпочтамта стояла престижная гостиница "Гранд – Отель". Фото: Соцсети

"Убежало одеяло, улетела простыня..."

16 ноября 1902 года в центральном участке полиции зазвенел телефон. В трубке, заикаясь от ужаса, звучал женский голос:

- Вас беспокоит жена Ипполита Николаевича, Ольга Густавовна Дьякова. Я звоню из своих апартаментов в "Гранд-Отеле"... Здесь творится что-то неладное. В моей спальне самопроизвольно кружатся подушки и одеяла, будто их бросает нечистая сила. А из угла в угол перемещается шкаф.

В тот злополучный день в полицейский участок звонила любимая внучка Густава Эйсмана. Надо сказать, что после кончины деда в 1884 году Ольга Дьякова получила значительное наследство, вышла замуж за тогдашнего гласного (аналог нынешнего депутата горсовета) Киевской гордумы, а позже мэра города Ипполита Дьякова и бед не знала. Если бы не странное происшествие, повлиявшее на ее рассудок и подпортившее репутацию фешенебельного "Гранд-Отеля".

Конечно, услышав в трубке безумные речи, жандармы могли подумать, что Ольга Дьякова лишилась рассудка. Или кто-то, представившийся ее именем, разыгрывает блюстителей порядка. Но про жену городского головы такое думать считалось непозволительным. Поэтому жандармы выслушали встревоженную женщину и выехали на место.

"Делов-то - раз плюнуть, - думал про себя каждый из них, подергивая усы. - Успокоим женушку городского головы, убедимся, что никакие черти не скачут по ее квартире, и дальше в карты играть поедем". Но не тут-то было.

Как потом рассказывала журналистам встревоженная Ольга Дьякова, когда блюстители порядка вошли в ее спальню, в воздух без чьей-либо посторонней помощи поднялся 30-килограммовый дубовый шкаф и чуть не пришиб одного из жандармов. По комнате летали вилки, ложки, двигалась мебель, падали картины. Полиции ничего не оставалось, как пулей выбежать из помещения, опечатать его, а в официальном протоколе зафиксировать увиденное во всех ярчайших подробностях.

Была ли эта история правдой или жандармы решили подыграть разыгравшемуся воображению жены Ипполита Дьякова, уважаемого человека, "отца города", как любили его называть в Киеве, но случай стал местной легендой.

Через 10 лет о мистическом происшествии услышал прогуливающийся по Крещатику писатель Корней Чуковский, вдохновился загадочной историей и описал ее в знаменитом произведении "Мойдодыр".

Судьба же четы Дьяковых после революции 1917 года сложилась весьма неплохо. Они вынуждены были эмигрировать в Берлин, где уже в 1920-м учредили Издательство Ольги Дьяковой, открыли книжный магазин и библиотеку и пользовались большой популярностью у русской эмиграции.

Их знаменитый "Гранд-Отель" в 1934-36 годах реконструировали, добавив два этажа. Здание полностью сгорело 24 сентября 1941 года во время немецкой оккупации.

Здание Главпочтамта хотят продать за миллиард гривен. Фото: Соцсети

А КАК СЕЙЧАС

Притягивает чертовщину

Иногда сами работники Главпочтамта на Крещатике, отстроенного с нуля в 1950-х на месте сгоревшего "Гранд-Отеля", любят рассказывать странные истории. То марки посреди рабочего дня у них рассыпаются без всякого ветра, то важные конверты невозможно найти по полгода.

Особенно увлеченно версию о "нечистой силе", преследующей это место, стали муссировать после трагедии в 1989 году. Тогда 2 августа в 16 часов 20 минут над входом в Главпочтамт на случайных прохожих рухнули колонны с балконом и навесом. Погибли 11 человек.

По одной из версий, трагедия произошла из-за ошибок, допущенных во время строительства здания в 1950-х годах. По другой - из-за ремонта: в тот злополучный день строители перфораторами срезали старую плитку. Строители ушли на обед, и как раз на улице хлынул ливень, а прохожие спрятались под козырьком главного входа.

Есть и третья версия мистиков. Говорят, что место, на котором стоит Главпочтамт, да и в целом весь Майдан Незалежности, испокон веков считалось "нечистым". Во времена Киевской Руси эта территория была заболочена и в народе называлась Козьим болотом. Здесь часто тонули и бесследно пропадали люди. А потому местность отказывались обживать: считали, что там черти водятся. Застройка территории началась только в 1820-х годах. В 1830-м Козье болото официально стало Крещатикской площадью. А народное название "Козиболотная улица" до 1884 года носил нынешний переулок Тараса Шевченко, известный своими домами терпимости.

Вспоминают мистики и про революцию 1917 года, когда Майдан был центром публичных повешений, и про бывшее здание Института благородных девиц (на улице Институтской), где коммунисты замучили до смерти более 70 тысяч человек. Мол, все эти трагические события подпитывают "нечистую" энергетику места.

А само здание Главпочтамта, по мнению мистиков, буквально притягивает чертовщину. Главный фасад со стороны улицы Крещатик разделен 13  вертикалями оконных проемов. Со стороны Майдана - 13 витрин, обрамленных гранитом. А печально известный портал, рухнувший в 1989 году, украшают 13 капителей, если считать их вместе с фронтоном.

КСТАТИ

С 1995 года в здании Главпочтамта работает уникальный музей, где собраны эксклюзивные фотографии, почтовые марки всех времен, старые телеграфные журналы XIXвека, редкие письменные принадлежности и другие атрибуты прошлого. Единственное, чтобы попасть внутрь, нужно заранее предупредить администрацию, так как музей работает на территории режимного объекта.

А еще Главпочтамт обожают туристы, потому что над центральным входом висят часы, одновременно отображающие время в 68 городах планеты.

Номера стоили от полутора рубля до тридцати. Фото: Соцсети

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Легендарный почтальон Закарпатья исполняет желания по письмам

За звание лучшей марки Европы от Украины поборется марка, посвященная удивительному служителю почты Федору Фекеты, который ежедневно проходил 60 км и боролся с волками.

Новости по теме: Укрпочта История