Шутеры – самый популярный жанр видеоигр в мире. Подавляющее большинство из них посвящено военным конфликтам. Рядовые геймеры это воспринимают вполне нормально, тогда как люди, которые побывали в зонах боевых действий и пострадали от войны, категорически не воспринимают такие «игрушки».
Красный Крест настаивает на том, чтобы даже в видеоиграх люди начали соблюдать правила ведения войны. Для этого организация сотрудничает со стримерами на популярной платформе Twitch – сервисе прямых трансляций, где рекомендуют соблюдать виртуальные правила войны. Это касается таких популярных игр, как PUBG Battlegrounds, Fortnite, Call of Duty: Warzone, Rainbow six siege и Escape from Tarkov. И этим подают аудитории «правильный» пример геймплея.
Правила, предлагаемые Красным Крестом, сводятся к четырем базовым требованиям:
В 2017 году Красный Крест уже проводил такую же акцию в популярном тактическом шутере Аrma III, где геймеров попросили «сложить оружие» и взять на себя роль гуманитарных сотрудников, которые помогали людям в различных сложных ситуациях, вроде разминирования полей и т. д.
Соблюдение правил ведения войны не является приоритетом для разработчиков компьютерных игр. Ведь игры создаются для развлечения, а не для переноса действий в реальную жизнь. Тем не менее разработчики обычно делятся на два лагеря – тех, кто поощряет нарушения правил ведения войны, и тех, кто не дает игроку творить «военные преступления» на каждом шагу.
Например, в серии GTA, которая целиком посвящена перипетиям криминального мира вымышленных городов США, игрок может «убивать» гражданских в любом количестве и «вести огонь» по гражданским сооружениям. Но в ответ его начнут «преследовать» правоохранители и спецназ. Серия Postal и вовсе культивирует насилие над животными и людьми, поощряя деструктивное поведение игрока.
В то же время Asassin’s Creed и Call of Duty за «убийство» гражданского отправляют игрока на место последнего автосохранения и не дают продолжить игру после совершения такого «преступления». Разрушать гражданскую инфраструктуру не запрещается ни в каких проектах. К слову, опция «лечить раненых врагов» в играх тоже не предусмотрена.
Научных исследований на тему влияния несоблюдения правил войны в компьютерных играх пока что не проводилось, а потому сложно сказать о том, как это влияет на психику игроков. Но точно можно сказать, что люди, пережившие боевые действия, явно смотрят на цифровые войнушки не так, как это делают обычные геймеры.
В Красном Кресте просят не добивать раненного противника. Скриншот Call of Duty, youtube.com/@Slowboon
Мы опросили нескольких геймеров возрастом от 18 до 21 года, которые проводят в компьютерных играх порядка четырех часов в день либо же 20-30 часов в неделю. Мнения у игроков разные.
- Я считаю, что идея у Красного Креста правильная, потому что во многих играх можно вести огонь по ботам, которые не проявляют по отношению к тебе никакой агрессии. Но способ, которым этого хочет достичь Красный Крест, я бы не назвал эффективным - играми увлечены миллионы людей по всему миру, а аудитория отдельно взятых блогеров на Twitch не так уж и велика. Да, они подадут правильный пример другим, но как быть с остальными? Мне кажется, подход к этому должен быть более глобальный, - говорит 19-летний геймер Егор из Киева.
По его мнению, нужно, чтобы и разработчики игр обратили внимание на эту проблему и начали предпринимать какие-то решения.
- Допустим, «убил» 10 гражданских ботов – получил бан на месяц. Хочешь разбаниться? Платишь деньги. Допустил снова это нарушение – тебя банят уже на 3 месяца, и «разбан» стоит еще дороже. Так можно было бы подтолкнуть игроков к тому, чтобы вести себя в играх иначе, - говорит наш собеседник.
Но тут же есть и противоположное мнение.
- А зачем это вообще делать? Игры – это же не реальный мир, это пространство для развлечения. Кто как умеет развлекаться, тот так и развлекается. Каждый использует игру так, как он хочет. Если человек совершает в виртуальном мире «обстрелы» больниц ракетами, это же не значит, что он и в жизни пойдет на такое, - утверждает 18-летний геймер из Харькова Антон. – Если начать урезать возможности геймерам, то игры потеряют в интересе и перестанут быть такими популярными.
- Я бы лучше озадачился не ведением войн по правилам в играх, а токсичностью среди игроков в чатах, где все друг друга обзывают, травят и даже открыто гнобят. Именно там происходит самое главное зло в играх. А сами по себе игроки обычно не нацелены на «убийства» гражданских и «обстрелы» жилых домов. Их интересует то, как можно добиться результата, будь то онлайн-шутер или военная стратегия, - считает 21-летний геймер Никита из Броваров.
Комментатор и киберспортивный аналитик Александр Петрик считает, что не следует отделять компьютерные игры от проблем, которые есть в обществе. Ведь видеоигры – это всего лишь пространство, где люди между собой взаимодействуют так, как и в реальной жизни.
- Это попытка Красного Креста донести какие-то правильные вещи. Они выбрали такой достаточно неожиданный способ. Я считаю, что это прикольная идея. Но будет ли она эффективной? Наверное, на аудиторию Красного Креста да, кому-то что-то они смогут донести, но глобально поведение игроков не изменится, - говорит Александр Петрик.
По мнению аналитика, Красный Крест ставит себе цель просто провести акцию, а не изменить поведение людей в играх. Они хотят донести месседж о мире и делают это как могут.
- Я бы не разделял игры, не отделял военные шутеры от остальных игр. Это такие же игры. Я не вижу смысла ставить вопрос так. Но бороться с токсичностью в играх, конечно, надо. И делать это надо во всех онлайн-играх. Много есть причин для борьбы – различные виды дискриминаций, проблем человечества, которые есть в обществе, так или иначе отображены в играх. И борьбу с этими проблемами нужно вести не в играх, а в реальном мире. Игровое комьюнити отличается лишь тем, что оно моложе, но глобально оно часть реального мира, - подчеркнул Александр Петрик.