Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Все на дачу – музицировать и кататься на лодках. Перенимаем опыт киевлян начала ХХ века

Все на дачу – музицировать и кататься на лодках. Перенимаем опыт киевлян начала ХХ века
Фото: Фото: соцсети

Карантин, так или иначе, сломал планы каждого из нас на летний отдых. Да, Европа наверняка в сезон-2020 будет закрыта. Может, приоткроются Турция и Египет. Оптимистичные сюжеты по ТВ убеждают: Железный Порт хоть и  выйдет по цене так же, как и Сицилия, но готов предоставить отдыхающим максимум удобств и удивит сервисом. И задумываешься, как же быть, ведь выбор не велик. Не факт, что самолеты летом куда-то полетят, да и поезда вряд ли поедут по полноценному графику. А читая в новостях, как вздорожала аренда пригородной недвижимости, начинаешь задумываться о возвращении старинных традиций.

Когда самолеты еще не летали, а билеты на поезда стоили безумных денег

Убранство купе первого класса внешне напоминало карету. И выход, кстати, был отдельным. Фото: архив КП

В начале прошлого века, еще до революций и войн, украинцы тоже стояли перед выбором. Летний отдых был чем-то естественным и обязательным. Самолеты тогда еще  не летали (пассажирские авиаперевозки заработают только в 1924 году). С поездами было тоже было не без проблем.

Киевская элита предпочитала проводить время на европейских курортах, таких как Монте-Карло, французские Биарриц  и Виши. Их не смущали недельные переезды, ведь вагоны первого класса  обеспечивали максимальный комфорт путешествия. Но таких было немного, 1-3 % населения Киева. Более массово люди ездили на отечественные курорты: Одесса, Крым, Кавказ. Тут уже длительность переездов начинала напрягать. В Одессу из Киева поезд шел сутки, в Крым – двое, а в Пятигорск - трое суток. Да и цена кусалась: в  Южную Пальмиру  билет в 3-м (самом скромном) классе  стоил 6 рублей, в Симферополь - до 10 рублей, в Пятигорск до - 12 рублей (при средней зарплате рабочего около 40 рублей, а инженера, учителя, чиновника - до 100 рублей в месяц). Особенно не разъездишься, тем более с семьей.

Вот и получалось – самым бюджетным, долгосрочным и популярным становился дачный отдых, иногда растянутый на все лето.  

"Веранда обязательно, балкон  желателен"

Идеальная дача с верандой, болконом и летней площадкой. Фото: interesniy.kiev.ua 

Перелистывая подшивки газет тех лет, понимаешь – дачный отдых стал для киевлян особым явлением, неотъемлемой частью жизни. Объявления о сдаче особняков на все лето и связанные с этим услуги (доставка имущества, предложения об организации питания, аренда дополнительных дачных аксессуаров) перемещаются с последних страниц изданий на передовицы, занимая едва ли не все рекламные площади и оттесняя на второй план все остальное. Всплеск рекламной активности приходился на апрель-май, пиковое время - когда дача выбиралась, снималась, а потом происходил массовый переезд в пригороды. Обычно уже к концу мая киевляне вместе с домочадцами меняли место проживания и обустраивались на природе. Что же предлагали? Вот некоторые, наиболее типичные газетные объявления 1910-1915 годов.  

  • "Святошино. Сдается в наем барский особняк. С двумя верандами, тремя балконами и летней площадкой"
  • "Святошино. Дача в саду. 4 комнаты. 2 веранды и удобства 300 рублей" (цены было принято указывать за все лето).
  • "Святошино. Случайно (срочно. - Прим. авт.) сдается дача. 4 комнаты, веранда, большой балкон. Рядом базар, трамвай, парк. Сдается с мебелью и посудой. 325 рублей до 15 августа"
  • "Дача вблизи станции Тетерив. 3 комнаты, кухня, 2 веранды. 100 рублей на лето"
  • "Пуща-Водица. 3 комнаты и кухня. Спокойно и удобно. 180 рублей"

Фото
Фото
16 Мая 202013:42

Идеальный поселок

Театры Киева давали спектакли на летней площадке в Святошино. Фото: соцсети

Судя даже по поверхностному обзору, понятно – самым популярным и дорогим был дачный поселок в Святошино (сейчас здесь расположен жилой массив в западной части Киева). И на то были свои причины. Дачный поселок в этом месте появился позже, чем в Боярке или Пуще-Водице. Изначально он создавался и строился по четкому плану и с учетом подвода сюда необходимых коммуникаций. Небольшое удаление от Киева – всего 18 верст (менее 20 километров). Решение о создании здесь поселка было принято в 1897 году, а уже в 1899-м сюда был проложен путь для конки, замененный впоследствии трамваем на электрической тяге.  Трамваи ходили каждые четверть часа, а дорога до центра Киева занимала не более 30 минут.  Сам поселок был разделен на 450 участков и делился 20 улицами и переулками. К каждому участку примыкала делянка столетнего хвойного леса. На усмотрение новых хозяев деревья частично можно было выкорчевать (под огороды), но часть их обязательно должна была остаться.

Чем еще привлекал дачников поселок Святошино? Здесь были заранее спланированы и созданы такие "блага цивилизации", как рыночная площадь, большой пруд с купальнями, лодочной станцией и возможностью рыбалки, библиотека, парк с прокатом велосипедов, роликовые дорожки, детские площадки и многое другое. В Святошино располагались отдельный полицейский участок и пожарная часть. И самое главное – летний театр, где в сезон свои лучшие постановки давали ведущие труппы столицы.

Ценились близость к железной дороге и доступ к водоемам

Кроме трамваев к дачным поселкам ходили и специальные пароходы. Фото: irbis-nbuv.gov.ua (электронная библиотека Украины им. Вернадского) 

Цены в Святошино кусались, и люди попроще выбирали дачи, где усадьбы стоили в два и даже три раза меньше. Чуть раньше дачники облюбовали Боярку (хотя со временем она и отдала пальму первенства), которая со временем стала поселком летнего отдыха для железнодорожников. Своих поклонников имела Пуща-Водица, особенно когда сюда начал ходить трамвай, был востребован и поселок в Дарнице, Межигорье и Китаево. Главное, на что обращали жильцы (кроме стоимости аренды), была возможность быстро (до часа времени в пути) и  комфортно добраться до Киева, наличие вблизи хвойного леса (особое внимание уделялось лечебным свойствам хвои) и доступ к открытым водоемам. Без леса и рек-озер даже самый бюджетный дачник на аренду летнего домика соглашался редко. 

В отпуске у дачников было большой выбор развлечений. Прогулки, пикники, чаепития, походы на пляж, вечерние семейные чтения и музицирование (не зря ведь существовали десятки контор, предлагавших дачникам пианино в аренду) и… огородничество. Считалось – работа земле, уход за овощами, полив огорода, да и любой другой физический труд положительно сказываются на воспитании подрастающего поколения.

Похоже, сегодня, коронавирус с карантином возвращают моду на почти забытые летние традиции. А почему бы и нет? 

КСТАТИ

Одесса собирала половину всех отдыхающих страны

Дачи дачами, а любители пляжного отдыха и морских купаний были всегда. Мода на морской отдых получила развитие еще в конце ХIХ века. Тогда сюда приезжали принять "морские ванны" около 20 тысяч человек за сезон.  Жалкая для сегодняшних миллионных наездов туристов, но фантастическая для того времени – это половина всех  отдыхающих, если считать по всей стране. На стыке ХIХ и ХХ веков славилась Одесса такими знакомыми и сегодня пляжами "Аркадия" и "Ланжерон". Первый появился благодаря авантюризму директора одесского агентства бельгийских конно-железных дорог Эмиля Камбье. Он рискнул открыть на заброшенном  побережье ресторан. Место казалось заранее проигрышным. Спуск к пляжу по неровной тропинке, сам пляж маленький и заброшенный.  Но чутье бельгийца не подвело. К ресторану, названному "Аркадия", удалось продлить маршрут конки, заведение начало пользоваться спросом,  вокруг него возникла целая инфраструктура – новые пляжи, купальни, другие рестораны. Чем "Аркадия" славится и сегодня.

"Ланжерон" же возник как самый доступный и народный пляж города. Генерал-губернатор Александр Ланжерон в 1831 году завещал городу свою дачу, расположенную на берегу моря. Так здесь появился публичный пляж, таким остается и по сей день.

Мода же на "морские купания" дала дополнительный толчок для развития пляжной инфраструктуры, сделав их едва ли не главной фишкой города. Кстати, купались тогда не в море, а в специально оборудованных купальнях -  комплексы будок, установленных тут же. За закрытой дверью можно было едва ли окунуться в небольшой емкости с морской водой. Не более того. Что поделать – сами по себе публичные купания считались чем-то неприличным. Соответствующей была и мода. Дамы выходили к морю в особых пляжных платьях и обуви, где от прямого солнца были скрыты все части тела. Кавалеры вынуждены были одеваться в борцовские костюмы, которые закрывали даже руки и ноги. Естественно, места принятия "солнечных ванн" тоже были раздельными, существовали "мужские" и "женские" участки пляжей. Невольно задаешься вопросом – а в чем удовольствие? И радуешься от того, что цивилизация изменила этот порядок.

В ТЕМУ

Когда Киев был городом-курортом

Удивительно, но в начале ХIХ века киевлянам вообще не нужно было задумываться о том, где провести летний отпуск. Они сами жили на курорте. В те годы по популярности Киев сравнивали с Ялтой, Феодосией и   Пятигорском. В первые десятилетия века сошлось сразу несколько факторов, сделавших город желанным для туристов. Первое – климат. Тогда в Европе наступило время "бархатных лет", без резких перепадов температур, почти тропических дождей и ранних заморозков. В Киеве было весьма комфортно – 22-25 градусов летом и мягкая "золотая" осень. Второе – польза от патриархального уклада. Говорят, Киев тогда называли большой деревней, а горожане на это не обижались. Здесь в приоритете были скорее виды на урочища, на Днепр, на зеленые массивы заросших холмов, чем чудеса урбанизации и плотная застройка улиц. Не случайно до середины века Крещатик  у гостей ассоциировался с весенним соловьиным пением, а вовсе не с активной вечерней городской жизнью. Третье - дешевые апартаменты и фрукты, выращенные в садах в пригороде. Да, снять домик в центре Киева было гораздо дешевле, чем на любом другом курорте. А доступные виноградники, грушевые, яблоневые сады и ягодные поляны обеспечивали гостей экологически чистыми и копеечными по цене деликатесами.

Все изменилось во второй половине ХIХ века. Город начал развиваться как промышленный центр, массово и плотно застраиваться, привлекать огромное количество тогдашних заробитчан. Как следствие возникли проблемы с центральной канализацией, разбитые  дороги и центр, превратившийся в одну большую стройку. В 1880-х годах о туристах даже не вспоминали, а сами киевляне не знали, куда бы сбежать от проблем цивилизованного мира. Особенно летом. Именно тогда появилась мода на дачи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комаровский - о летнем отпуске: Байдарка хорошо, лайнер плохо, а самолет лучше автобуса

Новости по теме: Дачи История Киева