Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как в Украине 95 лет назад самолеты летать начали

Как в Украине 95 лет назад самолеты летать начали

95 лет назад в Украине было открыто авиасообщение. Регулярными рейсами связали Харьков, Одессу и Киев.

В воскресное утро 25 мая 1924 года Киев просыпался традиционно неторопливо. Привыкая к большевистской власти и шестидневной рабочей неделе, люди свой единственный выходной пытались максимально использовать для отдыха. Отсыпались. Но не в этот день. Около 9 утра город разбудил рокот мотора самолета. Первый регулярный пассажирский рейс из Харькова (столицы Украины в то время) доставил в Киев руководство авиационной компании "Укрвоздухпуть" и журналистов. Всего 8 человек. Больше самолет "Комета-2" тогда не мог взять на борт. 

Шесть таких машин было куплено у немецкого авиаконструктора Клаудиуса Дорнье - вместе с запасными моторами, другими запчастями и… арендованными летчиками Фатом и Неутом. Да, первые полеты гражданских самолетов на территории Украины были сделаны на немецких самолетах под управлением германских же пилотов. Кстати, в 1941 году асы, знающие как свои пять пальцев воздушные маршруты над Украиной, будут консультировать пилотов Люфтваффе. Но это совсем другая история…

Салон первых самолетов мог вместить 6 пассажиров. 

Война за небо 

Впрочем, звук, исходящий от одного самолета мощностью в 250 лошадиных сил, вряд ли смог бы разбудить весь Киев. Тем более что основной аэродром (как тогда называли - "воздушная станция") был расположен в Броварах, в значительном отдалении от центра города. 

Сработал скорее административный ресурс. На взлетном поле были собраны сотни людей. С плакатами и транспарантами. Прилет маленького самолетика разрекламировали как знаковое событие. Шутка ли, простые граждане теперь могли быстро и комфортно добраться в другие города социалистической республики. А в перспективе и за границу.

А теперь представьте: шел 1924 год; страна, утомленная революциями и войнами, перестраивающаяся под новый формат жизни, только-только начинала приходить в себя. Нужна ли была людям новая и дорогостоящая услуга? Нет. Причем однозначно. Цель запуска регулярных авиаперевозок заключалась совсем в другом. Правительству так или иначе нужно было выиграть войну за небо. Над СССР в те годы проходила скандинаво-персидская трасса "Юнкерса". 

Этот факт не давал покоя новым властям. Просто запретить летать над советской землей было нельзя. Ведь большевики пытались выйти из международной изоляции и как-то наладить диалог с Европой. Отдать небо на откуп - тоже не вариант. В итоге решили взять воздушное пространство под свой контроль. 

В те годы все вылеты осуществлялись на рассвете.

Смешались в кучу кони, люди

Первые воздушные станции были созданы в трех городах Украины: Харькове, Одессе и Киеве. Резервные взлетные площадки оборудовали в Елизаветграде (Кропивницкий) по пути в Одессу и в Полтаве на киевском маршруте. Любопытно, но накануне первого рейса Эгон Фат, осуществлявший технический пробный полет в Киев, доложил: взлетно-посадочная полоса в Броварах не соответствует необходимым стандартам. Лететь опасно. Доклад немецкого летчика обсуждали на самом высоком уровне. Списали на европейскую щепетильность. Решили: надо летать, народ ждет…

Устройство аэропортов того времени сложно сравнивать с современными. Лучший, в Харькове, располагался на ипподроме. Улетает самолет - и сразу начинаются скачки. Так продолжалось почти два года. Пока 19 мая 1926 года здесь не произошла трагедия. Пилот вылетевшего в Киев самолета увидел, что в системе произошла утечка масла. Решил возвращаться. Вот только на "взлетке" уже проходили бега. Уворачиваясь от лошадей, он попытался посадить машину рядом с полем. Но не смог, самолет зацепил крылом землю, перевернулся и вылетел на трибуну. Зрителей, к счастью, там не было, но сам летчик, механик и два пассажира погибли. После случившегося ипподром перенесли в другое место, а аэропорт остался там, где и сегодня харьковчане садятся на борт. Кстати, в отличие от киевского аэропорта воздушная станция в Броварах, разбомбленная в первые дни Великой Отечественной, так и не была восстановлена.

Чтобы привлечь пассажиров, авиакомпанию активно рекламировали в газетах.

Пять килограмм ручной клади и утренний подъем

Государство всячески поддерживало инновацию. При том что "Укр­воздухпуть" был акционерным обществом, ему предоставлялись определенные льготы. Кстати, деньги на покупку самолетов собирали всем миром и по всей стране. Купленным аэропланам присваивались имена наиболее отличившихся отраслей и профсоюзов. Так появились "Донецкий шахтер", "Харьковский металлист", "Сталинский пролетарий", "Красный химик", "Красный киевлянин". 

Были предусмотрены дотации на цены для пассажиров. За счет госбюджета их уменьшили практически вдвое. Слетать из Харькова в Киев стоило 45 рублей, а в Одессу - 60. Но все равно это были по тем временам космические цены. Путешествие по тому же маршруту в спальном вагоне поезда обошлось бы в три раза дешевле. "Укрвоздухпуть" всячески пытался конкурировать с железнодорожниками. Каждому купившему билет к парадному подавался автомобиль, привозивший пассажира сразу к трапу самолета. Никаких дополнительных досмотров и регистраций в те годы не было. 

Правда, было и ограничение - ручная кладь не должна была превышать по весу 5 килограмм. Ну чем вам не современные лоукосты? Еще одна особенность перелетов того времени - самолет улетал утром. На рассвете, приблизительно так, как сегодня летают воздушные шары - на восходящих потоках воздуха.

Время перелета - фантастическое для тех лет и удивительное для нынешних - 3,5-4 часа (в зависимости от направления ветра). Риски - вынужденная посадка, что случалось достаточно часто. И если сам по себе такой факт не вызывал чрезвычайных волнений, то опасения стать жертвой какой-либо банды казались вполне реальными. И правда, приземлившийся в поле самолет становился желанной добычей для "солдат удачи". Чтобы хоть как-то обезопасить пассажиров, в 1926 году было принято решение выдавать летчикам пистолеты.

Первые полеты были действительно на грани экстрима. Поэтому и желающих купить билет было крайне мало. Летали в основном чиновники (которых срочно вызывали "на ковер"), фельдъегеря со срочной почтой и любители приключений. Были в Киеве и тогда такие. Первая навигация стала почти провальной. За четыре месяца выполнили всего 62 рейса Харьков - Киев и 31 - Харьков - Одесса. Перевезли всего 280 пассажиров и 520 кг различных грузов. Смешные цифры. 

Впрочем, "Укрвоздухпуть" пытался выкручиваться. По всей стране была развернута программа в поддержку компании. Собирали деньги на развитие. Эффективно, надо сказать, всего облигации принесли около 300 тысяч рублей. 

Свою роль сыграли субботники, вернее, воскресники. Все аэропорты и взлетные полосы построили бесплатно и в нерабочее время. Придумали и своеобразный аттракцион - "круговые полеты", когда пассажиров поднимали в воздух для того, чтобы они полюбовались пейзажами. 

Перелом же наступил в 1930 году, когда "Кометы" заменили на отечественные "К-4", произведенные на Харьковском авиационном заводе. У них и вместительность была побольше, до 8 пассажирских мест. И уровень сервиса повыше. Появились туалеты и барная стойка. Правда, все еще не было бортпроводниц. Стюардессы в гражданской авиации появятся лишь в 1929 году, да и то в Америке. В СССР эта профессия станет актуальной уже после Второй мировой, когда авиация будет реально конкурировать со всеми другими видами транспорта.

Новости по теме: История день авиации