Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Эксперты об очередных ляпах онлайн школы: Самолет не может улететь в космос

Эксперты об очередных ляпах онлайн школы: Самолет не может улететь в космос
Фото: Фото: стоп-кадр.

Это вам не Джордж Лукас, но очень захватывающе! Офис президента и министерство образования представляют! Урок современной истории Украины для 5 класса во Всеукраинской школе онлайн. Тема: "Революция Достоинства". Преподаватель Элла Сытник увлеченно рассказывала о том, чем может гордиться наша страна. Но когда речь зашла об уникальном самолете "Мрія", начались… звездные войны!

- Этот самолет задумывался как самолет-убийца. Он должен был быть непобедимой силой в звёздных войнах, потому что на своем борту он мог поднимать аж на орбиту Земли боевые спутники, - поведала в лекции для пятиклашек Элла Сытник.

Вот те раз! Этот факт сразил "КП" в Украине" наповал, и мы попросили экспертов рассказать, для чего была разработана "Мрія".

Не самолет-убийца, но самолет-достижение

Объяснение учительницы, почему "Мрія" - это гордость Украины, наших экспертов мягко говоря удивила, но они попросили не быть строгими к педагогу. Однако попросили передать школьникам - космос условно начинается с высоты 100 км, и долететь туда такой гигант, как "Мрія", не может физически.

Алексей Кулик. Фото: Днепр Пост.

- Это же самолет, и чтобы летать, ему нужно крыльями опираться на воздушное пространство. - объясняет Алексей Кулик, руководитель Space Engineering School. - На сегодняшний день даже самые высокоподъемные самолеты, а-ля самолеты-шпионы, подымаются на высоты, может быть, до 20 км, но это если какие-то супер-модели. Транспортная и гражданская авиация может подниматься на 10-12 км, и все зависит от нагрузки. Пустым самолет такого класса может подняться выше, но с грузом однозначно это невозможно.

Но для чего на самом деле построили "Мрію", действительно уникальный самолет и по размерам, и по способностям: его длина – 84 м, размах крыльев - 88,4 м, грузоподъёмность – 250 тонн?

- "Мрія" планировалась как транспортный самолет, но огромной грузоподъемности, чтобы перевезти знаменитую космическую систему "Энергия — Буран" от завода-изготовителя на космодром. Причем не внутри, а снаружи самолета, - рассказывает Алексей Кулик. – Требования транспортировки грузов до 250 тонн "на спине" было обязательным. Поэтому у "Мрії", по сравнению с другими самолетами, сделан двойной киль.

Так что с натяжкой можно сказать – пусть и не в звездных войнах, но по крайней мере в космической гонке "Мрія" участвовала.

Второй экземпляр так и не построили

Профессор Владимир Кабанячий, заведующий кафедрой авиа- и ракетостроения Института аэрокосмических технологий КПИ, говорит - изначально планировалось, что самолетов-гигантов будет два. Но второй не успели достроить.

Владимир Кабанячий. Фото: arb.kpi.ua

- В мире существует только один экземпляр "Мрії". Он как раз и транспортировал "Буран". Например, "Мрія" с Байконура летела во французский Ле-Бурже с "Бураном" "на спине", - говорит Владимир Владимирович. – Второй экземпляр сделали на 60-70%, если не ошибаюсь. На него должны были положить термостойкую облицовочную плитку, и вот с него уже "Буран" должен был взлетать на высоте около 10 км. Но космическая программа закончилась, и все остановилось. Аналога "Мрія" в мире нет, но я хотел бы сказать детям: у нас есть не только "Мрія", но и самолет "Руслан" - он тоже уникален!

Полет "Мрії" сегодня событие достаточно редкое. Самолету-гиганту лишь после введения карантина из-за коронавируса вновь пришлось расправить крылья: забрать грузы из далекого Китая и привезти в Польшу, Украину и Германию в апреле 2020 года.

- Она может транспортировать до 250 тонн груза, и это очень выгодно, но такие грузы очень редки, - рассказывает Владимир Кабанячий. - Сейчас "Мрія" летает, хоть и с намного меньшими грузами по весу, но с большими по объему, а в фюзеляже самолета - очень большой объем, много пространства. Если транспортировать такие грузы морем, то это очень долго, а на самолете – быстро. Еще "Мрія" мало летает, потому что экономически не очень выгодно. Если грузы меньше или необъемные, то лучше использовать "Руслан", поэтому они летают намного чаще.

С "Мрії" хотели запускать корабли

Как бы не уверяла пятиклашек в своем онлайн уроке Элла Сытник, на орбиту Земли боевые спутники "Мрія" поднять не может. Но вот осуществить с нее запуск в космос – такой проект был. Увы, но эту технологию у нас так и не реализовали, зато скоро испытают американцы.

- В период конца Советского Союза и начала независимости Украины рассматривались очень серьезно проекты использования самолетов типа "Мрія" и "Руслан" как первой ступени космического старта. Это прорабатывалось и в КБ "Южном", и на Южном машиностроительном заводе. - рассказывает Алексей Кулик. - Идея такая: транспортником поднять ракету на высоту порядка 10-12 км и осуществить ее управляемый сброс, чтобы ракета стартовала в космос с этой высоты. Эти 10 км от поверхности Земли дают колоссальную экономию на топливе. Сейчас этот проект доведен до ума, и в конце мая ожидается пуск. Правда, на американском "Боинге". Плюс-минус такие проекты были и у нас, но я не знаю, почему от этого отказались или не продолжили эти работы. А это очень перспективная тема в том числе и для Украины, у которой нет своего космодрома.

- За 11-12 тысяч метров, когда ракета поднимается, она тратит практически 80% топлива. Когда на эту высоту поднимается самолет и запускается комплекс, это намного удешевляет запуск. Это планировали реализовать на второй "Мрії", - поддерживает коллегу профессор, директор Института авиакосмических технологий КПИ Иван Коробко.

Видео о самолете "Мрія" (смотрите с 00:30).

Кстати

Не "Мрієй" единой

Увы, но преподаватель в своей телелекции напортачила не только в вопросах авиастроения. Она допустила и другие неточности: отца и сына Бориса и Евгения Патона назвала братьями, сказала, что Леонид Каденюк, будучи на орбите Земли на высоте 279 метров (!), развернул украинский флаг. В последнем случае речь идет о километрах.

- Не допускает ошибок только тот, кто ничего не делает, - говорит Иван Коробко, профессор, директор Института авиакосмических технологий КПИ. - В Украине очень много изобретений, которыми можем гордиться, и не только в авиакосмической отрасли. Необходимо по каждому направлению рассказывать об этих изобретениях, прививать детям любовь и знания о знаменитых украинцах, сделавших этот мир чуть лучше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Белых медведей на глазах у Елены Зеленской поселили в Антарктиде