Топ-3 приема, чтобы информация запоминалась быстрее

Топ-3 приема, чтобы информация запоминалась быстрее

Фото: Кадр из фильма «Большая перемена».
Фото: Предоставлено организаторами EdCrunch

"Учимся учиться", или Learn how to learn, - это один из самых популярных онлайн-курсов в мире, который уже прошли больше 2,5 миллиона человек! 

Его основательница - доктор Оклендского университета (США) Барбара Окли.

- В детстве я мечтала стать лингвистом и хотела выучить как можно больше новых языков, - рассказывает профессор Окли. - Поэтому сразу после школы я пошла… в армию! Там поступила в военный институт языковой подготовки. Тогда я сформулировала для себя основные принципы запоминания новой информации. Приемы, о которых рассказываю в этом курсе и в своих книгах, основаны на нашей физиологии, на том, как работает человеческий организм. 

Два режима мозга

Наш мозг работает в двух режимах - сфокусированный и рассеянный. Первый позволяет нам сосредоточить все внимание на какой-то задаче. Именно так мы пытаемся умножить 6 на 8 в уме или вычисляем проценты по кредиту. О такой сфокусированности мечтает любой учитель! Увы, проблема в том, что мозг не может долго работать в данном режиме, он потребляет слишком много энергии. Так что при решении подобных задач очень важно делать перерывы - например, каждые полчаса.

Второй режим - рассеянный, похож на режим автопилота. Сравните двух водителей: начинающий шофер все свои силы тратит на переключение передач и положение руля, путается в педалях и не обращает внимания на знаки. А вот опытный водитель делает все эти вещи на автомате и может одновременно слушать радио, разглядывать рекламные баннеры да еще и говорить по телефону. Когда мозг работает в рассеянном режиме, это позволяет нам видеть общую картину, запоминать связи между явлениями и находить нестандартные решения. Простой способ переключиться в такой режим - обсудить то, что вы только что узнали, с другими! Ну или хотя бы просто проговорить вслух новую информацию своими словами.

Метафоры в помощь

Хороший способ запоминать сложные вещи - это метафоры. Основная задача тут - подобрать метафору так, чтобы она сама напоминала нужные свойства и особенности этого явления.

- У людей есть два типа памяти - кратковременная и долговременная, - приводит пример Барбара Окли. - Кратковременную можно сравнить с жонглером, который может удержать в воздухе только четыре предмета. А вот долговременная память - это склад, на котором предметы хранятся.

Когда мы учимся чему-то новому, нужно выделять связи между явлениями и событиями. Это позволяет освободить "руки" у кратковременной памяти. Так она сможет работать не с отдельными терминами, а с их цепочками и быстро извлекать их со склада долговременной памяти в нужный момент.

Повторение - мать учения

Так как же научиться выстраивать такие логические цепочки? Во-первых, не пытаться выучить все и сразу. Новую информацию надо усваивать постепенно, небольшими частями и не бежать впереди паровоза:

- Представьте, что вы строитель, а кирпичи - это кусочки информации, которые вы пытаетесь запомнить, - приводит другой пример Барбара Окли. - Чтобы построить стену, нужно выложить ряд таких кирпичей и дать цементу между ними просохнуть. И только потом можно выкладывать следующий ряд. Если же вывалить все сразу, то стена развалится. То есть будет каша в голове.

Чтобы дать новым знаниям укрепиться в голове, нужно… больше спать и отдыхать. Настоящее обучение происходит именно в процессе сна, когда мозг обрабатывает и сортирует полученную за день информацию. И чтобы она не стерлась, этот новый материал нужно повторять.

Повторение помогает лучше усвоить новую информацию и двигаться дальше. Поэтому школьникам и дают прописи, кучу однотипных задачек по математике и бесконечные упражнения по языку.

- Заниматься один раз в неделю бесполезно - за это время новая информация сотрется из памяти. Тренироваться каждый день тоже неэффективно, мозг не будет успевать обрабатывать поток информации. Оптимальный вариант - учиться 3 - 4 дня в неделю, а в остальное время давать себе отдых. И лучше, чтобы эти выходные были не подряд, - советует профессор.

Одной строкой

Не получается найти решение - забейте! Возможно, оно отыщется позже само.

Узнали какое-то явление или понятие? Попробуйте увидеть его в другом контексте. Например, прошли понятие золотого сечения - ищите его в формах растений и в зданиях вокруг.

Меняйте обстановку учебы - отправляйтесь с аудиокнижкой на пробежку или в парк.

Обуяла лень? Для борьбы с прокрастинацией сосредоточьтесь не на результате, а на процессе! Договориться с самим собой: "Сейчас 20 минут порешаю эту задачу и отдохну", - гораздо легче, чем уговаривать себя сделать все и сразу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

10 способов улучшить память и внимание

Когда у нас все в порядке с памятью, кажется, что это природная данность, которая никуда не исчезнет. Но это не так.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях