28 марта

В NASA вскрыли пробирку, которую привезли с Луны в 1972 году

Фото: Credits: NASA/James Blair.

Ученые NASA открыли нетронутый образец породы и почвы с Луны, привезенный на Землю космическим кораблем "Аполлон-17", осуществившим в 1972 году шестую высадку людей на спутник. Второй образец откроют в январе, сообщили на сайте Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства.

- Впервые за более чем 40 лет открыт первозданный образец камня и реголита эпохи Аполлона. Это позволяет ученым практиковать методы изучения образцов, которые используют для образцов, собранных в миссиях Артемиды (так называют программу NASA по возвращению людей на Луну. - Авт.), - сказано в сообщении.

Образец, открытый 5 ноября в Лаборатории лунного курирования в космическом центре агентства Джонсона в Хьюстоне, был собран на Луне астронавтами Джином Кернаном и Джеком Шмиттом. Они вогнали трубку шириной четыре сантиметра в поверхность Луны, чтобы взять образец грунта.

Почему пробирку не открывали более 40 лет

Пробирку открыли в рамках инициативы NASA "Анализ образцов следующего поколения Apollo" (ANGSA), в которой используются передовые технологии для изучения образцов Apollo. Применяют инструменты, которые не были доступны, когда образцы привезли на Землю.

- Сегодня мы можем проводить измерения, которые были невозможны в годы программы "Аполлон", - сказала доктор Сара Нобл, научный сотрудник программы ANGSA в штаб-квартире NASA в Вашингтоне. - Анализ этих образцов позволит максимизировать отдачу науке от Аполлона, а также позволит новому поколению ученых и кураторов усовершенствовать свои методы и помочь подготовить будущих исследователей к лунным миссиям, ожидаемым в 2020 году и в последующий период.

Начиная с эры Аполлона, все образцы, которые привезли на Землю, хранили в лаборатории для будущих поколений. Большинство образцов были изучены, многие исследуют до сих пор. В NASA также оставили некоторые образцы полностью нетронутыми, чтобы проанализировать их с помощью передовых технологий по мере их появления. Это образцы, которые запечатали в контейнерах, а также те, что хранят в особых условиях.

Некоторые образцы собрали в миссиях Аполлона 15, 16 и 17. Два из них, 73002 и 73001, собранные на Аполлон 17, изучат как часть ANGSA. Их исследуют с помощью технологий 3D, масс-спектрометрии и микротомии сверхвысокого разрешения.

В 1974 году выполнили сканирование дна образца 73002. Использовали рентгенографию. Фото: NASA