Что означает открытие космоса для частных компаний, за которое проголосовали в Раде

Фото: Фото: SpaceX

13 сентября Верховная Рада в первом чтении проголосовала за законопроект №1071, который позволяет частным компаниям вести космическую деятельность, включая самостоятельный запуск ракет. Парламент планирует создать конкурентную среду для развития этой сферы в Украине. Согласно документу, космос теперь можно осваивать без лицензии - достаточно доказать, что материально-техническая база компании отвечает требованиям законодательства.

Практика, когда страна открывает традиционно государственные отрасли для частных предприятий, существует во всем мире. По словам Яники Мерило, так исчезает монополия и появляется открытая конкуренция, в условиях которой бизнесу выгодно повышать качество услуг, тем самым развивая и саму сферу. Например, США привлекают частные армии, а в Швеции тюрьмы и ядерные электростанции пользуются услугами коммерческих охранных компаний.

В связи с Холодной войной между США и СССР космическая отрасль была неотъемлемой частью оборонного сектора. Эксперт аналитического центра Ad Astra Дмитрий Борзенко рассказывает, что Штаты отошли от такой политики еще в 1961 году - после полета Гагарина в космос. Они начали привлекать коммерческие компании для создания спутников и управления ими на орбите. В 1980 году в Европе появилась компания Arianespace, которая начала самостоятельно запускать космические аппараты на орбиту.

Сейчас США активно поддерживает коммерческие космические проекты на законодательном уровне. Такие американские компании, как SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic участвуют в важных научных разработках, помогают государству запускать спутники и перевозить полезный груз на орбиту, а в скором будущем откроют космос для туристов. Билеты на первый коммерческий полет были сразу выкуплены бизнесменами и звездами шоу-бизнеса. Их стоимость составляла 250 тысяч долларов.

Украина имеет большой потенциал в космической отрасли. Наша страна входит в семерку стран с полным циклом разработки, испытаний, запуска, эксплуатации космической продукции, а также доступа к информации.

На данный момент существует несколько успешных космических проектов, созданных украинцами. Они вынуждены вести свою деятельность в США из-за ограничений украинского законодательства. Среди них компания по разработке ракет-носителей Firefly Aerospace, основанная Максимом Поляковым из Запорожья. Несмотря на то, что главный офис фирмы находится в Техасе, она сотрудничает с инженерами из Днепра и привлекает к своей деятельности украинских студентов.

Верховная Рада распустила ЦИК