В гостях у "КП" в Украине" побывали Александр Педан, основатель спортивного движения JuniorZ, ведущий Нового канала и Роман Тычкивский, руководитель Украинской академии лидерства, общественный активист, менеджер грантовой программы SEED Grant фонда Western NIS Enterprise Fund. С ними мы поговорили о том, как найти общий язык с подростками.
- Как быть на одной волне с новым поколением? Нам кажется, что мы не такие, как наши родители, что мы идем в ногу со временем, тем не менее, все равно многое упускаем. Посоветуйте, что делать, чтобы быть в теме?
Александр Педан: - Моей старшей дочке почти 14 лет, поэтому у меня дома постоянная практика. Да, для наших детей мы другие, как и наши родители были в чем-то непонятны нам. Это факт. Между нами – такое же количество лет и перемен.
Наши родители росли в СССР, мы, конечно, в уже более прогрессивном обществе, но технологии действительно отдаляют детей от нас, и часто родители их не понимают. Мы не понимаем их потребности в гаджетах, в общении онлайн.
Мне кажется, чтобы быть на одной волне с детьми, нужно научиться с ними говорить и слушать их, с ними нужно общаться, иногда даже онлайн. Я, например, часто переписываюсь со своей дочкой в Инстаграме, даже если мы оба дома. Нужно искать подходы.
Современные дети знают, что у них есть свобода и права. Они имеют право на свою личную жизнь, они ее ценят, поэтому нужно меньше на них давить. Пытаться слушать-слушать-слушать, а не наказывать, как это было раньше. Им нужно давать выбор, а не навязывать что-то свое.
Роман Тычкивский: - В подростковом возрасте мы выбивали право брать на себя ответственность. Родители нас обеспечивали и пытались принимать решения за нас. Для наших родителей ценностью №1 всегда была безопасность. Для нового поколения ценностью №1 становится самовыражение.
|
Подростки пытаются самовыражаться, они хотят, чтобы старшие воспринимали их серьезно. Поэтому в коммуникации с молодыми людьми очень важно создавать не иерархические отношения, а строить дружеские, на партнерстве и доверии. Они хотят открыто излагать свою точку зрения и получать обратную связь, а не критику.
- По вашим наблюдениям, гаджеты нынче в приоритете?
Педан: - Ошибочно говорить, что дети сегодня зашиваются в гаджетах и не общаются. Они готовы выражать свою точку зрения и даже готовы принимать критику, но, конечно, не агрессивную. Во время агрессии дети закрываются.
Если раньше родители, чтобы получить немного свободного времени, отправляли детей на занятия в секции, кружки, то сейчас можно просто дать гаджет и не нужно их куда-то вести, договариваться, платить деньги и так далее. Провокация идет со стороны родителей, а потом сами же они кричат: дети не занимаются спортом, дети не общаются...
- Какие соцсети сейчас популярны у подростков?
Педан: - По моим наблюдениям, самая популярная соцсеть среди подростков - Instagram. Он простой, ненавязчивый, к сожалению, дети не очень любят много читать, большие посты – это для нашего поколения. Они обрабатывают информацию гораздо быстрее, но не в таких объемах, поэтому вчитываться в тексты на Facebook да еще и без картинки им не интересно.
Сейчас растет популярность у Telegram, он становится реально соцсетью. Моя дочка с подружкой создали группу, собрали там всех своих друзей, и играют в "Мафию" прямо в Telegram. Я, например, не понимаю, как это, мне тяжело представить. Ведь "Мафия" – это же общение, ты должен считывать эмоции, распознавать фарс, но это их удовлетворяет и им по приколу. И группа постоянно пополняется. Вот вам пример того, как общаются дети.
Я читал исследование, где психологи утверждают: для нынешнего поколения живое общение с глазу на глаз и общение с помощью гаджетов, по сути, разные формы одной коммуникации с миром. То есть, им все равно, скинуть смс-ку или задать вопрос вживую.
И родителям это нужно понимать. Поэтому, забирая у детей гаджеты, вы забираете у них частичку свободы и частичку их общения. Это их обижает. Так действовать нельзя.
Хотя легкие ограничения не помешают. Например, не пользоваться гаджетами с 9 или 10 вечера.
Тычкивский: - Ребенку очень хочется общения и самовыражения в кругу родных. Если вы воспринимаете ребенка всерьез, тогда у него будут силы идти в общество и отстаивать свою позицию. Если его дома не воспринимают всерьез, ему будет гораздо сложнее найти себя.
- А почему Facebook проигрывает?
Педан: - Как по мне, он превратился в трибуну для тех, кто уверен, что его мнение – единственно правильное. Там отсутствует диалог.
Раньше люди советовались в Facebook, задавали вопросы и высказывали свою точку зрения. Теперь они ее не высказывают, а навязывают. Каждая мамочка в 20 лет рассказывает, как учить детей, несмотря на то, что ее ребенку всего 3 месяца. Это все популизм онлайн.
Современные дети не потребляют информацию некритично, как это часто делает наше поколение. Они привыкли фильтровать поток, в котором много лишнего. Именно поэтому им не нравится Facebook, он для них менее искренний, чем тот же Инстаграм. Фото, как бы их не вылизывали в фотошопе, все равно передает эмоцию намного больше, чем текст, который под ним написан.
Тычкивский: - Хорошо заходят для молодежи Youtube-каналы. Подростки 11-12 лет ведут свои Youtube-каналы, для них это способ самовыражения.
|
- Есть мнение, что нынешние дети из-за долгого "сидения" в интернете или за компьютерными играми тупеют и не хотят думать. Что вы на это скажете?
Педан: - Не согласен. Мои, например, не играют в игры. Они смотрят какие-то влоги, комментируют, переписываются.
Тычкивский: - Если ребенок – одиночка, у него отсутствует общение с одногодками, то очень часто такие дети закрываются на играх, это способ интеракции в виртуальном мире.
Почти 90% детей предпочитают живое общение возможности зависнуть в компьютерной игре. Поэтому мы должны создавать условия для молодежи общаться вживую в тех условиях и в том пространстве, в котором им будет интересно, и делать это непринужденно.
Кстати, научные исследования доказали, что развитию ребенка не способствует просмотр мультфильмов. А вот компьютерные игры помогают развиваться.
- Вы оба работаете не только с детьми, но и с учителями. Какие проблемы есть в учительской среде?
Педан: - Самая главная проблема учителей – нет денег. Они говорят, что это самая большая демотивация для них.
Я не хочу всех грести под одну гребенку, есть те, которые хотят и двигаются вперед, а есть учителя, которые утратили веру в профессию, в возможность менять мир.
Конечно, больше возможностей в больших городах, школы там действительно лучше, у них лучше материальная база. Но учителя в маленьких городах, областных и районных центрах более открыты и готовы к переменам, они в них нуждаются.
Например, мы с движением JuniorZ ездим по всей Украине и стараемся изменить систему физкультуры в школах. Я даю учителям физкультуры теоретический семинар, рассказываю про новые виды спорта, которые можно преподавать в рамках школьной программы, потом мы делаем практический семинар и пробуем разные виды спорта на практике.
Вначале они очень скептически настроены, думают, Педан приехал пиариться. Но я же не баллотируюсь в президенты! Их пугает альтернатива.
Учителю, который 30 лет преподает фактически легкую атлетику на физкультуре, выговорить слова "чирлидинг", "фрисби", "корбол", "флорбол" нелегко. Но я их убеждаю, что им нужно немножко себя сломать, потому что если они будут называть фрисби тарелочкой, а чирлидинг танцулькой, ничего не получится – уважение от детей они не получат и героями в их глазах не станут.
- Нелюбовь к спорту – миф или вам все-таки приходится прилагать усилия, чтобы дети полюбили физическую активность?
Педан: - Миф на 100%. Ребенок, который играет дома в футбол на компьютере, с удовольствием выйдет на улицу и будет бегать, он хочет быть похожим на Роналду или Месси. Но нужно поменять подход. Детей не нужно заставлять любить спорт. Они любят активно двигаться, это у них на генетическом уровне. Сейчас детей раздражают устарелые нормативы и инфраструктура.
Спорт всегда был дополнительным общением и возможностью находить новых друзей. Я наблюдал в школах, когда дети, которые ничего не знали про такой вид спорта как флорбол, берут в руки клюшку, маленький мячик, бегают и получают удовольствие.
Советская система была олимпийской, она всегда выращивала чемпионов. Каждый учитель формировал команду, которая должна побеждать. Например, пацаны играли в футбол. Из 10-15 человек 2-3 обыгрывали весь класс. Остальные парни были фактически обижены, у них не было возможности выиграть. И когда ты систематически проигрываешь, у тебя опускаются руки. Плюс, в глазах девушек ты выглядел лузером.
Я сейчас перечитываю методические материалы шведской системы воспитания чемпионов. Первые годы школьной жизни дети играют только для того, чтобы просто играть, получать кайф. Учителям запрещено устраивать турниры и чемпионаты. Дети даже не играют на счет. Это игра, а не соревнование.
Дальше, начиная с 13 лет и до старшей группы, дети уже играют на счет. Но все равно, главное – воспитать здоровых, физически подготовленных детей. Почти до конца школы ребенок играет во все, что приносит удовольствие. Только потом он сам выбирает тот вид спорта, которым будет заниматься дальше.
В шведской модели дети либо идут в профессиональный спорт, либо в спорт для себя. Но осознанно они делают выбор после окончания школы, когда у них уже есть своя точка зрения. У нас же все вбивается на первом этапе, когда ребенка заставляют побеждать.
- Как вдохновить ребенка, чтобы он остался учиться и развиваться в нашей стране, а не стремился уехать за границу?
Педан: На самом деле, в Украине вузов, в которых я бы хотел, чтобы учился мой ребенок, 3-5. Все не влезут туда, поэтому вузам нужно меняться. Сейчас идет реально эволюционный отбор. Вузы закрываются направо и налево, потому что они были раздутые, специальности были выдуманы.
Я учился в техническом вузе, где неожиданно начали преподавать и бухучет, и готовить юристов без соответствующей на то базы. Они просто добирали учителей. Но так не бывает. Даже если сильнейших профессионалов набрать, построить систему за год-три невозможно.
Самое главное, чтобы дети не искали, куда сбежать, чтобы понимали, кем хотят быть и какую специальность получить.
Моя Лера тоже говорит, что хочет учиться в Лондоне. Но главный вопрос не в том, где, а на кого.
Наши вузы должны выпускать специальности, которые будут востребованы. Больше всего меня раздражает то, что дети идут учиться ради диплома. При этом они даже не понимают, зачем он им.
Европейские тенденции говорят о другом. Вы знаете, что в Швеции, например, 20-30% студентов не получают диплом? Нет смысла. Для чего они идут учиться? Сначала для того, чтобы получить определенные привилегии – кредитную линию, бесплатное жилье.
После 2-3 курса у них есть выбор: они могут либо тратить время на учебу, либо пойти работать по специальности. Таким образом, часть из них, не заканчивая обучение, просто идут работать и осваивают специальность уже на работе. Это нормально.
Все настолько быстро меняется, что знания, которые ты получаешь сегодня в вузе, завтра могут уже устареть. А опыт – это накопительный процесс.
Тычкивский: Обучение должно быть интересным, актуальным, а не формальным. У нас есть море активных подростков, которые ассоциируют свое успешное будущее не только со своим личным успехом, но и с успехом страны. И про это следует сейчас говорить.
Поколение, которое сейчас заканчивает школу, понимает, что мир жесток и он не готов их принять. Соответственно, общество не создает механизмов, где молодежь может зацепиться и почувствовать, что это общество, эта страна принадлежит им. Мы говорим про цены на газ, другие важные вещи, но молодежь тоже должна быть нашим приоритетом, это наше завтра.
У нас складывается убеждение, что за границей лучше, чем в Украине. Но ни Франция, ни Германия, ни Швейцария, ни Австрия, ни Бельгия не были созданы за год, это дело рук целых поколений.
Нам с вами сегодня нужно обрести новую культуру, которая могла бы воспитывать украинца нового качества. И если молодежи показать, что страна принадлежит им, если показать, что тут есть гораздо больше возможностей, чем за границей, все будет по-другому.