Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Пристрастие к соцсетям делает людей врагами

Пристрастие к соцсетям делает людей врагами
Фото: Человек обожает селфи? Не исключено, что перед вами нарцисс (смотри классификацию справа). Фото Фотобанк Лори

На днях премия Шнобеля мира досталась команде психологов за доказательство, что любители глубокомысленных фраз в интернете обладают низким уровнем интеллекта и чаще верят в паранормальные явления и теории заговора.

А теперь исследователи пришли к выводу, что распространение социальных сетей приводит к росту радикальных настроений в обществе.

Механизм прост. Мы все чаще получаем информацию из ленты новостей в Фейсбуке или Одноклассниках. Но как формируется этот новостной поток? Это, как правило, посты, которыми делятся наши друзья, или новости, связанные с нашими запросами в поисковых системах. А еще темы, которые вы отметили кнопкой "нравится" или "like"... В общей сложности насчитывается около 57 видов отбора информации "под клиента". Ученые называют это "попасть в пузырь фильтров".

В плену фильтров 

- В идеале целью общения людей друг с другом является поиск истины, - считает специалист по коммуникациям Сергей Давыдов. - Для этого у нас должна быть объективная картина мира, где представлены все точки зрения. Но в соцсетях происходит другое. Мы общаемся не для того, чтобы найти истину, а чтобы укрепиться в своей точке зрения. Фейсбук идеально для этого подходит, он формирует для каждого пользователя свою картину мира. Поклонники идеи о том, что Земля плоская, могут найти новых сторонников. А те, кто считает, что при этом она покоится на трех китах, получают очередные доказательства своей правоты.

Что же происходит с нашей картиной мира? Реформаторы получают новости, которые соответствуют их представлениям о прекрасном. Консерваторы тоже варятся в собственном соку. И привыкнув слышать только собственное эхо, перестают понимать мотивы людей с другой позицией. Им в голову не приходит объяснить поступки оппонентов наличием иных интересов, проще воспринимать их как порождение мирового зла.

Почему мужчины вырождаются?

Профессор Стэнфордского университета Филип Зимбардо, ученый с мировым именем, объявил о начале эпидемии застенчивости среди мужчин.

- Мы наблюдаем стремительный процесс вырождения мужского начала в обществе, - утверждает он. - Именно сильный пол хуже всего справляется с социальными изменениями, которые породили цифровые технологии. Главное из них - минимизация прямых человеческих контактов. Сегодня рекордное количество молодых людей не стремятся учиться новому, не умеют общаться с противоположным полом и терпят неудачи в сексе.

Отказ от привычной мужской стратегии поведения ("пришел, увидел, победил") связан со страхом быть отвергнутым или произвести плохое впечатление на окружающих. Перспектива потерпеть неудачу пугала мужчин всегда, но в докомпьютерную эпоху неизбежность человеческого общения помогала парням социализироваться.

Зимбардо приводит следующие цифры: 30 лет назад 40% американцев считали себя застенчивыми. Еще 40% признавались, что испытывали такое ощущение в детстве, но преодолели эту черту характера. 15% заявили, что застенчивы только в определенных ситуациях (первое свидание, публичное выступление). И только 5% никогда не комплексовали.

А относительно свежий опрос (2007 год) Университета Индианы приводит совершенно другие данные: 84% молодых людей испытывают проблемы, связанные с застенчивостью, и только 1% эти переживания незнакомы.

- Сегодня молодому человеку сложно заставить себя спросить незнакомца, как найти дорогу, - утверждает Зимбардо. - Он лучше воспользуется навигацией в своем смартфоне. Теперь интернет дает возможность учиться, работать и общаться без прямого контакта с людьми. В результате мы теряем такие важные навыки, как умение вести переговоры, поддерживать беседу, считывать язык тела и мимику собеседника. Поэтому молодые люди замыкаются в себе, постоянно играя в компьютерные игры или зависая на порносайтах. Самое печальное, что компьютер делает такую жизненную модель вполне самодостаточной и комфортной.

НА ЗАМЕТКУ 

Темная сторона Фейсбука

Как по страничке пользователя определить его характер

В реальном общении мы привыкли составлять суждение о людях по манере себя вести, мимике, жестам, интонации, с которой они разговаривают. Да и правило "встречают по одежке..." никто не отменял. Но в социальных сетях эта система кодов не работает. Тем не менее шведские ученые из Академии Сальгрена (Гетеборг) и Университета Лунда составили инструкцию, как по информации, которую выкладывает пользователь на своей страничке, определить его личные качества.

  • Нарциссы. Они выдают себя, превращая страничку в бесконечный рапорт о своих "боевых заслугах". При этом положительные качества многократно преувеличиваются. В разделе "фото" вы не увидите ничего, кроме физиономии пользователя, запечатленной с самой выгодной стороны. Любят писать комментарии в духе "Другим людям не понять, что такое истинное счастье!" Публикуют посты о своих диетах и о занятиях спортом.
  • Психопаты. Распознать их легко по стремлению шокировать публику постами и картинками вызывающего характера. Они могут выставить фото порнографического содержания или смаковать натуралистичные подробности катастрофы... Дело в том, что психопаты не способны сопереживать и ставить себя на место другого человека. Им трудно представить, что, публикуя фото изувеченного человека, они могут сделать кому-то больно.
  • Невротики. На аватарку (основное фото) предпочитают ставить не свою фотографию, а изображения животных, литературных персонажей или героев мультиков. Часто обновляют статус. Охотно делятся информацией о своих отношениях, поскольку нуждаются в одобрении и сочувствии.
  • Макиавеллисты. Славятся циничными, аморальными суждениями, воспевают культ грубой силы. Почти ничего не пишут о своих переживаниях. Склонны к обману, стремятся манипулировать своими читателями, чтобы получить какие-то преимущества.
  • Экстраверты. Так называют открытых в общении людей. У них, как правило, очень много друзей в сетях. Они не­охотно делятся личной информацией, зато активно обсуждают социальные или политические события. Используют сеть прежде всего для коммуникации. На аватарках часто выглядят старше своего реального возраста, потому что хотят быть солиднее и представительнее.