Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Против пьяных дебоширов у нас только успокоительное и скотч!"

Света Егорова - моя однокурсница. Только я после журфака пошла работать в "Комсомолку", а Светка - в авиакомпанию. Стюардессой. А недавно мы встретились, и Светлана сказала, что увольняется. В работе на высоте 10 тысяч метров минусов оказалось больше, чем красоты, про которую снимают фильмы.

- Пьяные дебоширы, недосып, штрафы, нервотрепка, - загибает пальцы Егорова.
 
- Да что ты мне рассказываешь? Лучше напиши! - быстро вернула я ее с небес на землю. - Пусть люди узнают.
 
- И напишу! - кивнула Светка. - Может, после этого читатели, а значит, и наши пассажиры, начнут относиться к стюардессам с пониманием. Они теперь словно с цепи сорвались - устраивают дебоши один за одним. Чего только бизнесмен саратовский, устроивший драку на борту, стоит! Он теперь где-то в Египте прячется, а экипаж до сих пор в себя прийти не может...
 
Вот отрывки из ее записей.
 
 
"Водка, пиво, полежим"
 
Несмотря на то что самолет Астрахань - Москва вылетает в 6.15 утра, а значит, вставать нужно около четырех, утренние рейсы - мои любимые. Выбирают их в основном бизнесмены и чиновники, которым нужно успеть на рабочие совещания в столицу.
 
- Вода, чай, кофе? - улыбаюсь я.
 
- Водка, пиво, полежим! - Это самая заезженная шутка, на которую хватает купивших бизнес-класс утром. Натянуто улыбаюсь. Была помоложе, хотелось в ответ съязвить. Но это чревато лишением премии. Она составляет 30 процентов от оклада, и потерять ее легче легкого. За нами приглядывает старшая смены, которая фиксирует поведение. Забыла надеть бейджик, не с той руки подала поднос с чаем, создав небезопасную ситуацию, неправильно разложила цветочки из салфеток в туалете, а уж если нахамила пассажиру - минус 15 - 20 тысяч (4-5 тыс. гривен) из зарплаты.
 
Но самое трудное в нашей работе даже не сохранить премию. Труднее всего управиться с пьяными пассажирами.
 
"И че сделаете? Высадите?"
 
- Кто видел настоящий "Тагил рулит!", тот над Вованом не смеется! - усмехается мой напарник, стюард Степа, вспоминая гопников из "Нашей Russia".
 
Степа два года работает на чартерных рейсах. Аттракцион впечатляющий: каждый день летишь в Турцию или Египет, а перед тобой пьяные, пьяные и еще раз пьяные лица. Только российские пассажиры оправдываются, что пьют, потому что боятся летать, а смерти в лицо могут посмотреть только через бутылку виски. Тогда, мол, не страшно. Зато страшно нам.
 
Ну вот представьте, самая стандартная сцена.
 
- Почем виски? А водочка? Это за сто грамм? - наперебой интересуется компания молодых людей. Мы всего лишь полчаса как взлетели. Спрашивают просто для проформы, а сами, меня не стесняясь, вовсю гремят бутылками из дьюти фри.
 
- Собственный алкоголь распивать запрещено! - пытаюсь сопротивляться я (хамить при этом нельзя). Те пренебрежительно машут рукой. Ржут:
 
- И че вы сделаете? Высадите?
 
По правилам авиакомпании, с собой на борт можно пронести 100 миллилитров жидкости, по сути, те самые сто граммов. Остальное - неприкосновенный запас в запечатанных пакетах из дьюти фри. Но кто это правило соблюдает?! На высоте 10 тысяч метров полиции нет, только стюарды - один-два на борт. За всех и отдуваются. Степа, например, близорук на один глаз, потому что однажды пьяный пассажир приложил его о полку: частично отслоилась сетчатка. У стюардессы Маши остался шрам на руке - пыталась усадить на место пьяную девицу, а та воткнула в нее пилку для ногтей (и как только пронесла на борт?). Не забудем мы никогда и пьяных в дрова спортсменов, которые скакали по креслам и отрывали подлокотники. А когда бортпроводник попытался их утихомирить, затолкали его в туалет. Такое из принципа прощать нельзя. Их мы таки сдали транспортной полиции в аэропорту. Но в большинстве случаев авиакомпании невыгодно, чтобы ее клиенты светились в полицейских сводках. Ведь они потом напишут гадости на форумах в Интернете, могут подать в суд на компанию. А это для имиджа плохо. Да и задерживаться в аэропорту ради разборок, честно говоря, не хочется. Спустился пьяный по трапу - и забыли о нем. 
Таких пассажиров в майские праздники на рейсах, следующих в Турцию и Египет, немало. А утихомирить их сможет не каждый бортпроводник. Фото: Дмитрий КОРОБЕЙНИКОВ.
 
"Привяжите к креслу"
 
Другое дело, если пассажир портит имущество. Это уже деньги, тогда этот факт нужно фиксировать, для этого нужна полиция. А бывают случаи, когда дебошир нападает на соседей или рвется в кабину пилотов. Тогда приходится сажать самолет. Аварийная посадка обходится компании в 10 тысяч долларов. В таких случаях мы без протокола полицейских в суде ничего не докажем.
 
- Во всех остальных случаях терпите, уговаривайте, капайте успокоительные, - учат нас психологи на тренингах. Дополнительные инструктажи ввели после того, как про дебоши стали активно писать в газетах и соцсетях. Бортпроводников теперь учат, как быстро утихомирить пассажира, если успокоительное предлагать уже поздно.
 
- Главное - буяна нужно зафиксировать в кресле. Есть специальный прием: локтем или руками толкают человека резко вниз. Также можно ударить ребром ладони по подбородку, - учат нас профессионалы. И мы друг на друге старательно отрабатываем удары. - А после зафиксировать. Ну скотчем там его примотайте к ручкам и спинке кресла.
 
Да-да, рулон клейкой ленты есть почти у каждого из нас.
 
Но, понятно, что девушки-бортпроводницы просто физически не могут справиться с неадекватными мужиками. Поэтому в каждую смену руководство старается ставить стюарда. Хотя бы одного.
 
Самое обидное, что за избиение сотрудника авиакомпании, хамство и нервотрепку сотен людей пьяные отделываются всего лишь штрафом. А по мне, они должны непременно компенсировать ущерб стоимости рейса, а после получить черную метку в загранпаспорте. Чтобы ее видели сотрудники турагентств и визовых центров. Ставили же раньше проколы в водительских правах. Пока не искупишь вину, ходи пешком. Так и здесь - наказать запретом на полет в Турцию на три года! Наверняка эффект бы был.
 
 
Алкоголь из-под полы
 
Есть еще один пикантный момент: в стоимость билета регулярного рейса входит стоимость алкоголя, а чартерные рейсы почти всегда сухие. Так дешевле туроператорам обходится аренда борта. Но! Алкоголь некоторые бортпроводники предлагают свой, из-под полы! Только на одной бутылке виски можно заработать 1,5 - 2 тысячи (400-500 гривен). Представьте, навар с рейса. Я однажды спросила у коллеги - зачем? Он же напьется и тебя в первую очередь покроет матом, а то и ударит. Нервы же дороже!
 
- Они и так найдут, что выпить, а так хоть моральный ущерб отобью, - отмахнулась она.
 
Слышала, что сейчас пассажирам хотят запретить вносить спиртное из дьюти фри в салон самолета. Чтобы сдавали его стюардам, а после приземления забирали. Но это не сработает, уверяю! Будет уходить много времени на посадку, а потом - на выход из самолета. Народ и так вскакивает с мест, не дождавшись, пока лайнер дорулит до стоянки. Закончится все скандалами и теми же драками. В итоге стюардессы втихую разрешат забирать алкоголь.
 
Да что там скрывать, за чаевые некоторые и курить разрешают. Если перелет длинный, курильщики и пять, и десять тысяч рублей (около 1300 до 2600 гривен) предлагают, лишь бы сделать затяжку. И все как-то забывают, что герметичный салон от искры способен сгореть за пять минут. Хотя чаще всего никто и не спрашивает - дымят себе в туалете...