КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ?
Думаю, каждый пассажир хоть раз в своей жизни был недоволен тем, что поезд отправляется или прибывает на вокзал в неудобное для него время. Невозможно угодить всем - при этом бывает и так, что железнодорожники меняют расписание по просьбе одних пассажиров, чем вызывают нарекания со стороны других - жителей других населенных пунктов, которые пользуются этим же поездом.
Недавно жители Кременчуга обратились в "Укрзалізницю" с просьбой изменить расписание движения поезда на Киев. Дело в том, что раньше он отправлялся в столицу в 5.55, и многие пассажиры не могли на общественном транспорте добраться до вокзала. С 9 ноября этот поезд будет отправляться в 6.58. Также было изменено время его прибытия. Вместо 23.41 он будет приходить в 22.55.
О том, что проблема расписания движения поездов актуальна для украинцев, говорит и тот факт, что с этим вопросом пассажиры обращаются к премьеру. Один из студентов написал на страничке премьера в Facebook, что один из скоростных поездов приходит слишком поздно, и тот не успевает на метро.
В ответ на это премьер пообещал пересмотреть график движения "Шкоды". И с 11 ноября не совсем удобный график изменили.
Мы же решили разобраться, кто и как составляет график движения поездов в Украине и легко ли вносить в него изменения. Для этого мы напросились на экскурсию в "Укрзалізницю".
ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ ТРУДА
Первым делом мы встретились с людьми, работа которых и заключается в составлении графиков движения поездов. График разрабатывают раз в год. Интересно, что работа над ним начинается за девять месяцев до его внедрения.
- График движения поездов разрабатывается с августа по май, - говорит замначальника отдела разработки и анализа графика "Укрзалізниці" Александр Васюнин. - Мы его вынашиваем, как мать ребенка.
При этом, по словам специалиста, тут важно расставить приоритеты прибытия составов на вокзал, чтобы все люди успевали на работу.
- При разработке графика движения поездов приоритет отдается пригородным поездам крупных мегаполисов, - рассказывает специалист. - Важно, чтобы эти поезда прибывали в город с 6 до 9 утра - к началу рабочего дня, а отправлялись из мегаполиса в период с 16.30 до 19.00. После этого есть еще один приоритетный период для электричек с 20.00 до 21.30. Что касается поездов дальнего следования, то их графики движения разрабатываются с учетом пожеланий всех регионов страны.
- Работа над составлением всеукраинского графика начинается с того, что дирекции железных дорог вносят свои предложения, местные администрации в свою очередь могут высказать пожелания по поводу движения интересных для них поездов, но в основном график из года в год не менялся, - рассказывает первый замначальника Главного управления перевозок "УЗ" Евгений Кучеренко. - После представители всех шести железных дорог подают эти предложения нам, и мы их стараемся максимально учитывать. Однако вы понимаете, что угодить всей Украине невозможно.
|
БОЛЬШЕ 20 ПОЕЗДОВ НА ОДИН ПУТЬ
После того как график разработан, внести в него изменения чрезвычайно сложно и дорого. Да и не всегда это возможно. Ведь приходится двигать все поезда, которые идут следом за вклинившимся составом.
- Недавно по просьбе пассажиров мы изменили расписание поезда Кременчуг - Киев, - говорит Евгений Кучеренко. - Но это стоило огромных усилий. Например, резко возросли расходы - были проведены дополнительные путевые работы, изменена структура обработки поезда, увеличено количество осмотрщиков. И это лишь небольшая часть того, что пришлось сделать для изменения графика движения одного поезда где-то на час. Если посчитать финансовую составляющую, то я не уверен, что это экономически обосновано.
И как говорят специалисты, каждое изменение вызывает критику со стороны пассажиров.
- Для того чтобы вставить в расписание новый поезд, нужно перерабатывать весь график, - говорит Александр Васюнин. - Вот возьмем станцию Киев, на которой 14 путей, а ежедневно сюда приходит более 300 составов. Представьте себе, что каждый из них требует обслуживания соответствующих технических или сервисных служб. Для каждого поезда время прибытия и отправления рассчитано вплоть до минуты/секунды. Поэтому новому поезду приходится искать место, корректируя график для уже существующих маршрутов. А корректировка приводит к тому, что люди, привыкшие, например, приезжать в столицу в 8 утра, будут приезжать в 8.30. Для многих это уже неудобно, потому что они опаздывают на работу. Вот тут и начинаются жалобы со стороны пассажиров.
Также сложным участком с точки зрения графика является Крымская автономия.
- Наравне с Киевом много вопросов возникает по поездам, которые едут в Крым,- продолжает специалист. - И у нас иногда даже возникают конфликты с коллегами из России и Беларуси. Они требуют приоритета для своих поездов, мы же в первую очередь заботимся об украинских пассажирах.
ЧЕГО ЖДАТЬ ПАССАЖИРУ
Железнодорожники надеются, что в ближайшие годы скоростные поезда заменят украинцам самолеты. Ведь железная дорога не зависит от погоды, не боится морозов, а путешествие поездом не намного дольше, чем поездка в аэропорт, регистрация, сдача и получение багажа и непосредственно сам полет.
- Концепция развития железной дороги до 2020 года предусматривает переход на скоростное движение, - говорит Евгений Кучеренко. - Произойдет это не сразу, нужно увеличивать пропускную способность участков и разделять пассажирское и грузовое движение. Невозможно комфортно провести пассажирский поезд там, где недавно прошел грузовой состав.
Кроме того, специалист говорит, что будут уменьшать простои поездов, ведь они не оправданы с точки зрения экономики.
- Часто бывает, что состав пришел на вокзал рано утром, весь день простоял там и отправился в обратный путь только поздно вечером, - продолжает первый замглавы Главного управления перевозок "УЗ". - Простой составляет 14-16 часов. Автоперевозчик или таксист разорился бы с таким графиком.
Кроме того, ведомство уже в ближайшее время запустит новые скоростные поезда. Из Киева в Днепропетровск можно будет добраться за 5 часов, сейчас поезд идет на час и пять минут дольше. Также обещают развивать Крымское и Одесское направление, будут увеличивать количество скоростных поездов там, где они сегодня востребованы.
- Мы собираемся запустить третью нитку поезда Киев - Донецк, - говорит Евгений Кучеренко. - Он будет выезжать поздно ночью из Донецка и рано утром прибывать в столицу. Из Киева будет отправляться вечером и утром прибывать в Донецк.
В планах железнодорожников запустить скорый поезд из Харькова в Крым, что даст возможность харьковчанам устраивать туры выходного дня. По плану он должен будет доезжать всего за 7 часов вместо теперешних 10-12 часов. При этом сокращения существующих ночных поездов пока не планируется.
Скоростное движение должно стать хорошим подспорьем для бизнесменов и командировочных. Ведь грамотно составленное расписание позволяет успеть за один день съездить по делам и вернуться в родной город.
Такой сервис оценят и путешественники. Ведь дневные поезда удобнее с той точки зрения, что пассажирам не нужно переодеваться, а для этого везти с собой тапки и спортивные костюмы. Дневные поезда лишены всех этих неудобств.