Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Сразу после знакомства Юлиан Семенов пригласил Пугачеву на чебуреки

Сразу после знакомства Юлиан Семенов пригласил Пугачеву на чебуреки
Фото: Фото из личного архива Е. Нухимзона.

Семенов десять лет прожил в поселке Олива близ Фороса - там у него был дом, в котором сейчас разместился музей писателя. Именно на ЮБК он написал свои знаменитые "Семнадцать мгновений весны", "ТАСС уполномочен заявить", "Тайна Кутузовского проспекта". А в гостинице "Ореанда", возле которой поставили бронзовый монумент, Семенов в конце 80-х проводил съезд писателей, работающих в жанре детектива, да и сам здесь не раз останавливался.  

Автор изваяния - известный российский скульптор, академик и заслуженный художник РФ Александр Рукавишников. (Напомним, он автор памятника народному артисту СССР Иосифу Кобзону, который открыли в 2003-м в Донецке, на родине певца.) 

Юлина Семенова скульптор запечатлел за работой: с записной книжкой и торчащими из карманов шариковыми ручками. По его мнению, Семенова хоть и знают больше как писателя, в первую очередь был журналистом, мастером живого пера. 

- Отец называл Крым второй родиной, говорил, что ему здесь неистово пишется и вообще очень хорошо, - рассказала дочь писателя Ольга Семенова, глава московского культурного фонда имени отца. - Каждое утро он совершал пробежки по городской набережной Ялты вместе с артистом Львом Дуровым. Папа отдавал часть гонораров для развития ялтинских музеев, создал библиотеку в санатории "Зори Украины". А однажды на западном аукционе вместе с бароном Эдуардом Фальц-Фейном они выкупили и вернули в Ливадийский дворец уникальный гобелен с изображением царской семьи. 

Дочери Юлиана Семенова Ольга (справа) и Дарья приехали на открытие памятника из Москвы. 

МЕСТО ВСТРЕЧИ - ВАЛЮТНЫЙ БАР

В Симферополе до сих пор живут люди, близко знавшие классика. Воспоминаниями о Семенове поделился его близкий друг - директор-распорядитель клуба веселых встреч "Золотая пчела" Ефим Нухимзон.

"Мы познакомились в Крыму. Юлиан тогда  жил в гостинице Союза писателей в Ялте, пока ему строили дачу в Мухалатке. Помню, как мы ходили к нему в номер есть арбузы, которых у него под кроватью было видимо-невидимо. 

У нас с Семеновым была своя традиция. Утром Юлиан работал, а в 17 часов мы с ним встречались на пляже гостиницы "Ялта", потом шли в валютный бар, где пили коньяк, кофе, общались, обменивались впечатлениями, анекдотами. Причем он человек открытый, говорит: "Мне с тобой так интересно!" Я тут же парировал: "Юлик, а как мне с тобой интересно, представляешь!"

Двух дочек, Дашу и Олю, Семенов боготворил. Даша стала художницей, а младшая выбрала литературу. Она в 8-м классе уже редактировала работы отца".

ЧУТЬ НЕ РАССТРЕЛЯЛИ В АРГЕНТИНЕ

"Как-то Семенов пропал на полгода. Потом звонит: "Встречай меня в аэропорту. Поедем в Ялту". Я спрашиваю: "Юлик, где ты пропадал?" А он говорит: "Я был в самом осином гнезде эсэсовцев - в Аргентине! Собирал материалы для последнего Штирлица".

Как выяснилось позже, в Аргентине Семенов оказался с паспортом американского журналиста. Английский он знал в совершенстве, внешне чем-то напоминал американца, одевался так же, как они. Я ужаснулся: "Юлик, а если бы они узнали, что ты из Советского Союза?" "Тут же бы расстреляли", - спокойно ответил писатель".

"В Ялте я познакомил Семенова с Аллой Пугачевой. Алла подарила мне свою последнюю пластинку на английском языке, и я передал ее в валютный бар. После пляжа мы с Юлианом, как всегда, зашли туда. Я попросил бармена включить музыку. Юлиан прислушался и заинтересовался, кто это поет? "Алла Пугачева, - ответил я. - Кстати, она сейчас отдыхает в Ялте". - "Познакомь!" Познакомились и уже на следующий день Семенов пригласил будущую Примадонну в ресторан у Байдарских ворот есть чебуреки".

С писателем Георгием Вайнером (крайний справа) и журналистом Аркадием Ваксбергом. Крым. Мухалатка. Середина 1980-х гг.

1000 ДОЛЛАРОВ ЗА АВТОГРАФ ВОЛЬФА

"Свою дачу в Мухалатке Юлиан называл "местом от Бога": тихо, спокойно. На даче он мог сосредоточиться на творчестве. Вечером над входом в дом загорались два фонаря с надписью "Штирлиц" и "Мюллер".

Любимым местом, где принимал гостей Юлиан Семенов, была веранда. На стенах висели уникальные дипломы, письма с автографами. Автограф генерала Вольфа ("Семнадцать мгновений весны") обошелся Семенову в 1000 долларов! Но больше всего он дорожил автографом вдовы Эрнеста Хемингуэя Мэри. Юлиан обожал Хемингуэя.

Он был очень гостеприимным хозяином. В Мухалатку к нему приезжали друзья, коллеги из Москвы, а также такие знаменитости, как Лев Дуров, Андрей Миронов, Никита Михалков, барон Фальц-Фейн.

После развала СССР писатель уже не появлялся в Мухалатке. Потом тяжело заболел. Народ, который безумно любил Юлиана Семенова, потерял талантливого писателя, энциклопедиста и журналиста".

Фото автора и из личного архива Е. Нухимзона и с сайта "Культурный фонд Ю.Семенова". 

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Юлиан Семенов - 1931-1993 гг. (настоящая фамилия - Ляндрес) - советский писатель. Стал популярным после выхода детективной повести "Петровка, 38" о работе уголовного розыска и ее продолжений "Огарева, 6" и "Противостояние". 

Наибольшую известность Семенову принес цикл "Политические хроники" о советском разведчике Всеволоде Владимирове, известном в народе больше как штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц. Роман о Штирлице "Семнадцать мгновений весны" был экранизирован. 

Был членом редколлегии журнала "Москва", корреспондентом "Литературной газеты", "Правды", "Огонька" в странах Азии, Европы, Америки. 

В 1986 году стал президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР), в которую входили авторы детективов со всего мира.