Анна МЕЛЬНИКОВА («КП» - Крым»). (21 сентября 2012)
Ученые нашли на дне Черного моря стоянку первобытного человека

Комментарии: 9
Экспедиция «Берег богов». Сергей Воронов - во втором ряду, третий слева. Фото предоставлены участниками экспедиции.

Глубоководная под­вод­но-ар­хео­ло­ги­ческая экспедиция "Берег богов" стартовала в Крыму 21 мая. Археологи и геологи были сосредоточены на поиске следов культур каменного века - хотели опровергнуть или подтвердить гипотезу, что библейский всемирный потоп имеет непосредственное отношение к Черному морю. Есть все основания полагать, что его шельф был заселен еще в каменном веке, а затем ушел под воду. А по ходу исследователи сделали еще ряд удивительных открытий.

Всемирный потоп наступал медленно

Осматривая берега древнего русла Днепра, ученые выяснили, что 7-8 тысяч лет назад это была суша, и Днепр впадал в Черное море, правда, на очень большом отдалении от современного берега. Это удалось установить с помощью анализа проб грунтовых пород, поднятых со дна моря геологическими трубками. В нескольких таких кернах оказался тот самый грунт с того берега, который существовал тысячелетия назад.

Также ученые установили, что всемирный потоп в Черном море на самом деле представлял собой очень медленный процесс: в год под воду уходило всего 20 сантиметров суши. Это повлияло на размещение и смещение древних стоянок, на пребывание человека в этом регионе, но не могло повлиять на жизнь первобытного человека в целом.

- Во время экспедиции мы рассчитывали обнаружить инструментарий, орудия, которые древние люди изготовляли из кремня, - рассказал "КП" руководитель экспедиции, заместитель директора НИИ Национальной академии Минкультуры Украины Сергей Воронов. - Математическим путем был произведен расчет, и нам удалось определить, где теоретически могут быть стоянки первобытного человека (палеостоянки).

Исследователи вычислили правый его берег и в следующем году планируют пойти прямо по обрыву. При этом у них есть четкие характеристики, как должна выглядеть палеостоянка.

Скрытые энергоресурсы

Взяв курс на Западное побережье Крыма, экспедиция двинулась из Евпатории в сторону Румынии.

- Маршрут проходил в непосредственной близости от древнего затонувшего устья реки в акватории Одесской области. На нем мы обнаружили два комплекса метановых вулканов (фонтанов), - говорит Сергей Воронов. – Были даже участки, где все дно усеяно их жерлами.

Существует несколько гипотез происхождения подводных вулканов, считают ученые. По одной из них, много тысячелетий назад Черное море было пресным, а потом в него попала соленая вода через Средиземное море и пролив Босфор. Пошел процесс преобразования (разложения) пресной флоры и фауны, в результате чего и был создан сероводородный слой. По другой версии, именно подводная вулканическая деятельность теперь поддерживает гигантский уровень сероводорода, существующий в Черном море. Под грунтом происходят глобальные процессы.

- Возможно даже, что Украина является собственницей невероятных сокровищ в сфере энергоносителей, - предполагает Сергей Александрович. - Но этот вопрос еще до конца не изучен.

Уникальный аппарат "Софокл" изучал морское дно и передавал наверх четкую картинку. Фото предоставлены участниками экспедиции.

Тайна пропавших кораблей

Еще одна находка - броненосец "Екатерина II". По официальным источникам, корабль списали в 1906 году как старый, а в 1914-м и вовсе разобрали на металл в Николаеве. Поэтому обнаружить его покоящимся на дне моря было настоящим сюрпризом.

- 110-метровый корабль лежит на глубине 103 метров, примерно в ста километрах от берега Севастополя, - говорит Сергей Александрович. - Он перевернулся килем вверх. Рядом разбросано гигантское количество его фрагментов, спасательных средств, оружейные снаряды.

Сейчас аналогов такому броненосцу нет. Ученые говорят, что это был оригинальный проект высокобортного корабля с треугольным расположением шести 12-дюймовых орудий в спаренных барбетных установках.

Также во время исследований Западного побережья Крыма были обнаружены хорошо сохранившиеся объекты Второй мировой войны - морские охотники за подводными лодками -  торпедные катера. Впечатляющей картиной для исследователей стал стоящий на киле практически невредимый один из таких катеров.

А в июле экспедиция отправилась изучать восточный участок полуострова. Выход делали из Ялты. Исследовали шельф от Аю-Дага до Керченского пролива.

- Там было открыто 14 неизвестных науке затонувших объектов Первой и Второй мировых войн, - продолжает ученый. - Особый интерес представляет корабль "Коммунист". Можно сказать, что это еще одна тайна Черного моря. Его мы обнаружили напротив Ласточкиного Гнезда на глубине 113 метров.

Так выглядел 110-метровый броненосец "Екатерина II" после спуска на воду. Сейчас его обломки разбросаны по дну в 100 км от Севастополя. Фото предоставлены участниками экспедиции.

Поднимать находки будет робот

Уже в начале исследований стало ясно, что нужны более мощные аппараты.

Работа оборудования (которое, кстати, из-за схожести с летающим динозавром прозвали  "птеродактилем") в этом и заключалась. Судно движется на небольшом ходу, а над грунтом на кабеле парит буксируемый подводный аппарат, снабженный цифровыми видеокамерами.

- Этот аппарат как разведчик, - говорит ученый. - Позволяет не терять время на остановку корабля, не бросать якорь. А поскольку мы должны были пройти около 500 километров, все должно было делаться оперативно.

Зимой участники экспедиции рассчитывают приобрести за границей более мощную технику, которая позволит производить раскопки без участия человека.

- Сейчас мы используем аппарат "Софокл-1", но он только видит объекты видеокамерами, - рассказывает ученый. - А будущий аппарат будет иметь две железные руки с инструментариями для полной замены человека под водой. Он сможет кисточкой снимать ил, вакуумной присоской поднимать предметы и - главное - работать на глубинах до 500 метров.

Продолжение следует…

Экспедиция "Берег богов" еще не завершена. Ученые планируют вести подводные исследования по намеченным маршрутам еще лет пять. За это время помимо изучения подводных вулканов и палеостоянок одной из задач ученые поставили изучение двух последних вероятных квадратов гибели корабля "Армения". Это санитарный транспорт, который затонул недалеко от Международного детского центра "Артек", что в Гурзуфе. Судно ушло под воду 7 ноября 1941 года. Из 7 тысяч пассажиров спаслись лишь 8 человек. Ученым осталось изучить только две его координаты, остальные точки уже исследованы.

- Попытаемся локализовать место гибели корабля, - говорят специалисты. -  И это ускорит присвоение этому судну звания "Международный морской мемориал".

Трое граждан России попросили Путина обменять их на украинцев
Трое граждан России попросили Путина обменять их на украинцев 34

Об этом заявила уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова.

Путин на свадьбе австрийского министра: дискредитация европейских ценностей или точный политический ход? 311

Российский президент совершит частный незапланированный визит в Австрию.

СМИ: Российский аккумуляторный завод депутата Дзензерского в Курске — официальный поставщик Минобороны РФ 206

Теневая бизнес-империя народного депутата Украины Дениса Дзензерского осуществляет активную торговлю с Российской Федерацией на сотни миллионов, а принадлежащее политику предприятие ОАО "Курские аккумуляторы" является официальным поставщиком Министерства обороны РФ.

Он решил, что это его миссия, он Прометей : психолог по телефону отговорила бойца АТО от самосожжения
"Он решил, что это его миссия, он Прометей": психолог по телефону отговорила бойца АТО от самосожжения

22-летний боец батальона "Азов" хотел сделать это из-за решения городского совета не выделять средства на строительство центра реабилитации бойцов АТО.

Депутата из Новоукраинки, который довел сына до истощения, хотят лишить мандата
Депутата из Новоукраинки, который довел сына до истощения, хотят лишить мандата 724

Партия, от которой Александр Мольченко баллотировался на выборах, в стремлении очистить свои ряды, объявила ему чуть ли не "импичмент".

Аэропорт Будапешта закрыли на 3 часа из-за радиоактивной посылки из России
Аэропорт Будапешта закрыли на 3 часа из-за радиоактивной посылки из России 429

Иридий доставил борт из Стамбула, сам контейнер предназначался венгерской компании Izotop Intezet Kft.

За месяц работы новой Единой базы отчетов об оценке объем налоговых поступлений ориентировочно составляет почти 465 млн грн 62

По данным ФГИУ, почти за месяц (по состоянию на 9 часов 30 минут 16.08.2018) работы Единой базы данных отчетов об оценке с модулем электронного определения оценочной стоимости.

Нацбанк предупредил об опасности работы с неофициальными поставщиками онлайн-игр 129

Национальный банк Украины обратился к банкам и небанковским финансовым учреждениям с целью предупредить о рискованных финансовых операциях.

Сколько поездов курсирует между Украиной и РФ
Сколько поездов курсирует между Украиной и РФ 818

Ответ на этот вопрос выяснили в Центре транспортных стратегий.

Вредитель хуже саранчи: в Одессе нашествие гусениц  американских бабочек
Вредитель хуже саранчи: в Одессе нашествие гусениц американских бабочек 179

Прожорливые насекомые съедают листья и вызывают аллергию.

Почти половина выпускников не смогли сократить дробь на ВНО по математике
Почти половина выпускников не смогли сократить дробь на ВНО по математике 363

Директор УЦОКО считает, что в школах нужно усилить изучение математики.

Скульптура Владимира Великого в Кривом Роге станет самой высокой в Европе
Скульптура Владимира Великого в Кривом Роге станет самой высокой в Европе 195

В честь памятника переименуют и площадь, где он будет установлен.

Кто на новенького: в сериал  Школа  пришли новые герои
Кто на новенького: в сериал "Школа" пришли новые герои [фото] 13

Кто посягнет на популярность Лолы и Паши и кто вошел в новый состав – в нашем обзоре.

Водитель автобуса, с которым столкнулось авто Цоя:  Каждый год с ужасом жду эту дату
Водитель автобуса, с которым столкнулось авто Цоя: "Каждый год с ужасом жду эту дату" [фото, видео] 231

Янис Фибигс признался, что старается не общаться с журналистами.

Насилие, интимные фото и ролевые игры со своими мужчинами , -  Мадонна отмечает юбилей
"Насилие, интимные фото и ролевые игры со своими мужчинами", - Мадонна отмечает юбилей 369

16 августа одной из самых ярких американских поп-певиц исполняется 60 лет.

Турецкий клуб продал футболистов, чтобы купить коз и накормить оставшихся игроков 173

Турецкий "Гулспор" провел уникальную трансферную сделку.

Михаэля Шумахера перевезут в Испанию
Михаэля Шумахера перевезут в Испанию 2349

Спортсмен продолжает восстанавливаться после тяжелейшей травмы.

Британским зрителям в перерыве футбольного матча показали порно
Британским зрителям в перерыве футбольного матча показали порно [видео] 927

Болельщики встретили появившееся на экранах видео смехом.