В самом ли деле современная поп-музыка убога, как никогда? Или так только кажется? Этими вопросами задался испанский исследователь Мартин Харо (Martin Haro) из Университета Помпеу Фабра в Барселоне (Barcelona’s Pompeu Fabra University). Он проанализировал с помощью компьютера 500 тысяч песен, записанных с 1955 по 2010 годы. И выяснил: произведения, созданные в последнее время, гораздо более примитивны, чем те, которые люди слушали в 50-е и 60-е годы прошлого века. И даже в 70-е и 80-е.
Нынешние мелодии, как правило, незатейливы. И часто повторяются - в том смысле, что одна может быть похожа на другую в мелких и крупных отрывках. В мелодиях меньше аккордов. Переходы от одной темы к другой тоже не отличаются разнообразием. Музыкальных инструментов, использованных в аранжировках, меньше, чем раньше.
Но при этом современные композиции звучат громче. На студиях изначально добавляют звук. И если проигрывать сначала ретро-композицию, а потом современную на одном и том же уровне громкости, то последняя будет звучать громче.
Мартин Харо объясняет "удар по ушам" тем, что и авторы композиций, и звукозаписывающие компании стараются привлечь внимание к своей продукции. Понимают, что привлекать-то особенно не чем. И выбирают единственно возможный способ - добавляют громкости.
Исследование Харо объясняет, почему так популярны в народе ретро-представления, вроде "Дискотеки-80-х" или "Дискотеки-70-х". Дело не в тоске пожилых людей по ушедшему времени, как принято считать. Просто музыка тогда - даже танцевальная, была лучше.
Если поп-культура продолжит деградировать теми же темпами, то еще через 50-60 лет ее уровень сравняется с уровнем планеты Плюк из галактики Кин-дза-дза, на которой артистами работали персонажи Яковлева и Леонова. И пели "Ы-ы-ы-ы". Местным нравилось.