Пиарщика можно сравнить с человеком, который управляет репутацией клиента - политика, известной персоны, предприятия, партии. Он, как водитель за рулем автомобиля, может вести себя на дороге порядочно, то есть соблюдать профессиональный этический кодекс, а может "подрезать" другие автомобили, то есть ухудшать репутацию людей или компаний.
В апреле все пиар-"дороги" ведут этих водителей, безусловно, в Киев - на Х Международный PR-фестиваль, уникальное событие, которое соберет экспертов из Украины, России и дальнего зарубежья.
В преддверии фестиваля часть его участников собралась в "Комсомолке" за виртуальным круглым столом. Они обсудили тенденции информационного пространства, новые СМИ, профессиональную этику и грядущие парламентские выборы в Украине.
МЕНЯЕТСЯ МИР - МЕНЯЮТСЯ СМИ
Мы живем в новом информационном веке, и влияние Интернета - огромно. С помощью Всемирной паутины можно улучшить или испортить имидж даже "пересічного громадянина", что уж говорить о политиках, звездах эстрады, компаниях и торговых марках!
Наши эксперты единодушны: заниматься пиаром, не используя Интернет, невозможно. Но некоторые уверены, что социальные сети - новая игрушка, которая скоро надоест и пользователям, и пиарщикам.
Колетт Балу: - PR долгое время был односторонней коммуникацией, информация шла к аудитории. И наиболее важное изменение - то, что у аудитории появились каналы для взаимодействия с источником информации. Такие "альтернативные" медиа, как Фейсбук, Твиттер, блоги, Youtube - яркий пример того, что голос каждого человека может быть услышан. И каждое мнение имеет значение!
Дмитрий Олтаржевский: - В отношениях есть периоды безумной влюбленности, привыкания и ровных отношений. То же - с социальными сетями. Прошел слепой восторг, его сменила зрячая рациональность. Сегодня этот инструмент есть в арсенале каждого PR-эксперта, однако соцмедиа не всемогущи. Зачастую они служат для повышения лояльности, а не для прямых продаж. Тем не менее компании-лидеры, в том числе и мы, активно их используют.
Елена Деревянко: - Социальные сети нуждаются в притоке свежих идей и событий, иначе они задохнутся. Поэтому приоритет - за PR-активностями в "реале".
АГОНИЯ ПЕЧАТИ?
Развитие альтернативных медиа отражается на работе традиционных СМИ - в первую очередь газет. Наши эксперты высказали свою точку зрения.
Колетт Балу: - Печатные медиа живы и значительных изменений не претерпели. Любое крупное печатное издание располагает онлайн-версией, а журналисты и пиарщики привыкают к тому, что интернет-СМИ меняются 24 часа в сутки.
Дмитрий Олтаржевский: - Недавно прочитал трогательную новость: с конвейера сошел последний кассетный видеомагнитофон… Умерла целая эра. Думаю, лет через 50 пресса перестанет существовать в бумажном виде, перейдет в другой формат - электронный.
Елена Фитье: - В Сети время течет по-другому. С одной стороны, новость каждую секунду, с другой - бесконечность. В оффлайне поставил точку в материале, сдал в печать. А в Интернете материал может жить своей жизнью, обсуждаться, дополняться.
Андрей Капустин: - Переход к электронной версии для "бумажной" прессы - медленная агония. Другое дело, что в Украину приходит западный тренд. Речь идет о перетекании рекламных бюджетов, в первую очередь от печатных, а затем и телевизионных СМИ - к интернет-изданиям.
ЧИНОВНИКИ ИДУТ К НАРОДУ
В последние годы собственные PR-службы появились в составе министерств, ведомств, государственных монополий. От специалистов пиар-рынка об этой тенденции мы услышали кардинально разные мнения.
Елена Деревянко: - Это нормальный эволюционный процесс с издержками роста. Органы государственной власти должны обеспечивать налогоплательщиков объективной информацией о своей деятельности. И делать это должна PR-служба. Хотя не всегда приоритетным является информирование общественности, чаще вопрос в том, как прикрыть "пятую точку" в нештатной ситуации или красиво выглядеть перед начальством.
Андрей Капустин: - В Украине это не нормальный эволюционный процесс. Это возможность распиливать бюджетные средства. Пиар-службы министерств, ведомств и госмонополий - это абсурд. В Украине они не будут отличаться от структур, которые обслуживают. Мы получим микрочиновников. Госструктуры будут гордиться пиар-службами, как олигархи гордятся футбольными клубами и яхтами. Более того, процесс может превратиться в ярмарку покупки известных пиарщиков. Как происходит с политтехнологами, когда человек совмещает ремесло и партийную должность. Одним словом, доброй службы такая тенденция не сослужит.
ВЫБОРЫ-2012: СНОВА КОМПРОМАТ?
В рамках Х Международного PR-фестиваля пиарщики, политтехнологи и консультанты обсудят интересующие их темы на отдельной сессии. Такое внимание не случайно: в этом году в Украине пройдет парламентская кампания.
Специалисты уверены, что нынешняя предвыборная гонка, как и предыдущие, станет "войной компроматов". Кто виноват в этом - политики или их пиарщики?
Андрей Куликов: - Это отражение общего состояния дел в стране. Нет особых достижений. Поэтому в основном это вина политиков. Полагаю, осенью будут использовать апробированные технологии, доказавшие свою эффективность. Причем краткосрочную, то есть задачи - "завести" или не допустить кого-то в парламент.
Елена Деревянко: - Виновата и человеческая природа. Увы, люди охотнее читают о катастрофах и скандалах, чем о добрых делах. Поэтому компромат занимает такое почетное место в политическом пиаре.
Андрей Капустин: - Это обоюдная вина, причем пиарщиков и политтехнологов в меньшей степени, они просто выполняют "заказ" политиков.
|
Фото Thinkstock.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Колетт Балу - основатель и президент агентства Balou PR (клиенты - Facebook, Groupon, Autonomy, Ostrovok, др.). Магистр психологии. Входит в ТОР-100 самых влиятельных персон на рынке цифровых технологий Великобритании.
Елена Деревянко - руководитель агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги. Кандидат экон. наук, доцент, член IPRA. Политконсультант.
Андрей Капустин - известный журналист, топ-блогер, публицист, обозреватель.
Андрей Куликов - эксперт в сфере СМИ, известный журналист, автор и ведущий "Свободы слова" (ICTV).
Светлана Лобко - президент Ассоциации ивенторов Украины (АИУ).
Дмитрий Олтаржевский - PR-директор компании Global Spirits (ТМ "Хортиця", "Шустов", "Ореанда"). Кандидат фил. наук, доцент.
Елена Фитье - PR-консультант по стратегическим коммуникациям. Член Украинской PR-Лиги. Пиарщик с 11-летним опытом работы в корпоративном секторе. Эксперт Совета общественных коммуникаций Украины.
О PR-ФЕСТИВАЛЕ
Подводя итоги, наши эксперты подчеркнули необходимость таких мероприятий, как Х Международный PR-фестиваль. Дмитрий Олтаржевский уверен, что профессиональные форумы на пользу и каждому участнику, и всей отрасли: "Это прекрасная возможность вдохновиться самому и вдохновить новыми идеями коллег. Профессионалам очень важно заряжаться энергетикой, адреналином, получать независимую оценку проектов. Кроме того, нашей компании действительно есть о чем рассказать. Так что приходите - и вы обязательно почерпнете для себя что-то интересное".
Андрей Куликов не исключил, что на таком представительном мероприятии пиарщики политических сил в преддверии выборов-2012 смогут выработать какие-то единые правила, стандарты. "Они смогут договориться. Хотя то, о чем они договорятся, вряд ли станет достоянием широкой общественности", - подчеркнул эксперт.
Одним словом, такое мероприятие нельзя пропустить.