Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Это страшное слово "уроки"!

Это страшное слово
Фото: Из-под палки заставлять делать домашние задания - не самый лучший педагогический прием. Фото ИТАР - ТАСС.

Читать‑писать‑считать на уроках, потом короткий перерыв на дорогу домой - и снова грызть гранит… А ведь хочется собрать из конструктора пиратский корабль, хочется подстричь Барби и раскрасить акварелью зеркало в коридоре! И кажется, что если затянуть с "домашкой" до самого позднего вечера, то можно будет лечь спать, а она за ночь исчезнет из дневника. 

Да, я и сама тянула с уроками, мне казалось изощренной пыткой возвращение к учению после честно отсиженных уроков. Но сейчас понимаю, да и психологи и педагоги объясняют, что именно выполнение домашнего задания не только закрепляет знания, услышанные в школе, но и помогают ребенку стать организованным, структурировать информацию, так же, как и ненавистные рефераты в институте.

Наша родительская роль в выполнении "домашки" очень велика. Объяснить то, что проскочило и не запомнилось, показать на грядке с клубникой, что такое размножение усами, объяснить, что физику нужно знать, чтобы не дернуло током, когда папина электробритва, включенная в розетку, попадает под кран, и главное - хвалить, подбадривать.

Родители дошкольников должны помнить, что их уро-ки - это и наши уроки! Ребенок семи лет не перестал быть ребенком только оттого, что его теперь водят в школу. Ему нужно помочь организовать пространство, время, перерывы, режим и еще разрешить по‑прежнему играть!

Первоклашкам больше не нужно напрягаться, вернувшись домой, - для них "домашку" как таковую отменили. Но и у них по‑прежнему могут быть какие‑то творческие задания. А вот со второго класса начинается серьезная работа.

ВРЕМЯ

В начальной школе на выполнение домашней работы не должно уходить больше 1,5 часа. И не забывайте о динамических перерывах - попрыгать, побегать, физкультминутки, зарядка для пальчиков. В это время можно и по-

играть с конструктором, с куклами. Сделали один урок - 10 минут перерыв. И в этот перерыв разрешите ребенку делать то, что он хочет (желательно исключить в это время компьютер и телевизор).

В 4 ‑ 5-м классах - не более двух часов на "домашку".

В 6 ‑ 8-м классах - около двух с половиной часов.

Старшая школа - 3,5 часа максимум.

Идеально после школы погулять, вернуться домой, пообедать, отдохнуть и тогда уже приниматься за уроки.

Самое "активное" время для ребенка - с 11 до 13 и с 16 до 19 часов. Если учесть, что пятый урок заканчивается в 13 - 13.30, то как раз есть время погулять, отдохнуть и ближе к 16.00 садиться за уроки.

Подготовьте рабочее место

У ребенка должно быть свое полноценное рабочее место. Никаких "почитаем, сидя на диване", никакого телевизора рядом. Не стоит ученику ютиться за кухонным столом, пока мама там же рубит капусту. Удобный стул, крепкий стол, свет, падающий слева. И ничего лишнего вокруг - игрушки, диски, конструкторы будут отвлекать и призывать к игре, а не к серьезному делу.

Сначала то, что нравится

Начинайте выполнение уроков с того предмета, который ребенку нравится и легко дается. Это придаст уверенности: "У меня все получилось, я и дальше буду делать уроки!" 

Если ребенок долго включается в работу, то для разминки предложите ему сделать задания полегче.

Если же, наоборот, школьник быстро включается и быстро утомляется, то начинайте с того урока, который потруднее и требует максимальной собранности.

Не принципиально, с устных заданий начинать или с письменных. Главное - логика: чтобы при выполнении заданий по‑русскому, например, школьник сначала учил правила, а потом делал письменное задание на это правило, а не наоборот.

Спокойствие, только спокойствие!

Оно пригодится родителям. Умение быть собранным, выполнять задания - все это придет со временем. Так что готовьтесь к нескольким этапам.

На первом этапе родители большую часть заданий делают вместе с ребенком - сидят рядом и внимательно наблюдают, где пробелы, на каких моментах он начинает отвлекаться.  

На следующем этапе мы начинаем часть работы доверять ребенку и не контролировать. Причем выбираем ту часть, с которой он точно справится.

На третьем этапе ребенок все уроки делает сам, но от вас должен услышать готовность прийти на помощь. 

Четвертый этап начнется классе в пятом, когда ребенок все будет делать сам. Для работающих мам и пап это праздник. Но вечером все‑таки проверьте уроки и объясните то, что осталось непонятным.

Стараемся хвалить

Не надо говорить: "Ах, какая ровная палочка!", если палочка уползла на две строчки вниз. Но можно сказать: "Вот эта палочка ровная, молодец, а эта в следующий раз тоже будет такая же ровная, да?" Нужно постараться избежать негативных оценок. Старайтесь не говорить: "Не получилось! Ты не смог! Это плохо!" Лучше разберитесь, почему что‑то не выходит.

Купите много разных мелких наклеек и на черновике ставьте ребенку флажки, солнышки, цветочки за выполненные задания. Ребенок будет видеть, что количество солнышек растет, объем сделанного увеличивается и позитивный настрой и готовность трудиться дальше тоже увеличивается!

ТАК НЕ НАДО

Школьник еще только занес руку, чтобы вместо "кОрова" написать "кАрова", а мама уже бросается в атаку: "Ну вот, испортил тетрадку!" Ребенок пугается, в ужасе отбрасывает карандаш и чувствует себя самым неудачливым в мире.

Не бойтесь ошибок. Когда ошибка сделана, предложите ученику остановиться и внимательно посмотреть на то, что он написал. Пусть постарается сам найти ошибку. Исправить не ту букву или цифру на бумаге всегда можно, а вот поправлять в будущем низкую самооценку и боязнь вообще за что‑то браться, потому что в детстве "затюкали", будет непросто.

На продленке

Очень важно, кто делает с детьми уроки в группе продленного дня. Если это учитель, тогда будьте уверены - задание будет все выполнено. Дома вам останется только сделать устные и творческие задания.

Но если вы видите, что ребенок устал, не заставляйте его разлеплять глаза и продираться сквозь сливающиеся буквы. Лучше прочитайте ему главу или параграф сами. Если видите, что еще так много нужно сделать, а времени до сна осталось совсем мало, возьмите на себя рутинную работу, например вырезание, пока он делает математику. 

ВОПРОС - В ТЕМУ 

Мой ребенок - второклассник. Когда дело доходит до выполнения заданий дома, он все время отвлекается. Что делать?

Оксана.

Первоклашка, второклашка - это прежде всего ребенок. Если он пошел в школу, это не значит, что пришла пора собрать игрушки и унести из дома. Играть ребенку нужно и можно, но родители должны разделить время, когда он играет и когда выполняет задания. Любая игра - подвижная или с игрушками и конструкторами - будет отличным перерывом между выполнением уроков.

Очень важно понимать, что время выполнения домашней работы - это время неприкосновенное! Когда папа работает - его никто не отвлекает. Когда школьник делает уроки - ему тоже не мешают. Тишина вокруг, выключен телевизор, коробки с конструктором и куклами лежат закрытые на полках.