15 ноября
Загрузить еще

Туринская Плащаница - дело рук итальянского художника?

Туринская Плащаница - дело рук итальянского художника?
Фото: Джотто ди Бондоне всех обвел вокруг пальца?

уринская плащаница не дает покоя исследователям уже много веков. Является ли она подлинным полотном, в которое было завернуто тело Христа, или это средневековая подделка? На этот наитруднейший вопрос был найден еще один новый ответ: легендарный кусок ткани - не оригинал и не фальшивка, а художественное произведение Джотто ди Бондоне - знаменитого итальянского мастера эпохи раннего Возрождения. Такое мнение высказал историк и реставратор из Венеции Лучано Бузо.

- Я нашел подпись Джотто ди Бондоне, сделанную сепией (светло-коричневое красящее вещество. - Ред.) в цвет ткани, а также цифры 15, - рассказывает он в интервью The Daily Telegraph telegraph. - Скорее всего, это число указывает на 1315 год - дату, когда художник получил заказ на создание точной копии святой реликвии. Эта дата не противоречит результатам современных радиоуглеродных испытаний, показавших, что легендарное полотно появилась в начале ХIV века. Саму же подпись не находили ранее потому, что художник ее скрыл в изображении лица и рук Христа. И выполнена она была сложными мазками, которые почти невидимы невооруженным глазом.

Но где же был оригинал? По словам реставратора, полотно, в которое завернули тело Христова, существовало. Но, по одной из версий, оно от времени истлело. По-второй, возможно, было просто сожжено после того, как художник изготовил копию. Не вызывает вопросов и сама кандидатура для исполнения столь важной миссии: Джотто ди Бондоне являлся одним из самых известных и способных художников Средневековья. Поэтому церковь и доверила ему это почетное поручение.

- Конечно, он мог бы и не подписывать свое произведение, - рассуждает историк. - Но был велик соблазн сохранить свое имя в истории при создании такого великого произведения.

 

Фотокопия плащаницы в Кафедральном соборе Турина. Фото: Алексей БЕЛЯНЧЕВ

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Профессор Бруно Барберис, хранитель Туринской плащаницы:


- Все физические и химические испытания показали, что оттиски на полотне изображены не краской. Во-вторых, есть длинный список ученых, которые исследовали увеличенные изображения плащаницы и видели на ней много того, чего на самом деле нет - терновый венец, слова на арамейском, греческом и латинском. Это относится к феномену оптических иллюзий, таким, как «лицо» на Марсе или лицо человечка на Луне. А таких людей, которые в складках ткани или трещинах камня находят «тайные надписи» называют лингвофриками. К ним и относится Лучано Бузо.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Биография Джотто ди Бондоне


Согласно источникам 14 в. учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300), Падуе (ок. 1305-08), Неаполе (ок. 1328-33), Милане (ок. 1335-36) и других городах Италии. В 1327 вместе со своими учениками записался в цех флорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководителем строительства флорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смерти был возведен ее первый ярус), сообщает museum-online.ru.

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305-08) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.