Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Гения распознают еще в утробе

Гения распознают еще в утробе
Фото: Билл Гейтс, перед тем как основать Microsoft в 1975 году, с 1968 года жил в компьютерных классах.

Над загадкой феномена гениальности бьются не одно столетие. Всем хочется понять, почему одним достаются все лавры и место в пантеоне Вечности, а удел других - стать перегноем для будущих цветов поколений? Что отличает гения от обычного человека? «Кнопку гениальности» искали везде. 

Гипотеза 1 Виноваты гены

В конце XIX века английский антрополог Фрэнсис Гальтон, проанализировав родословные великих всех времен, заявил: все дело - в наследственности. А раз так, то можно вывести породу сверходаренных людей! Теорию решили воплотить на практике в фашистской Германии. В 1936 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер возглавил организацию «Лебенсборн» («Источник жизни»). Ее целью было: зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих в СС, прошедших расовый отбор. Почти в эти же годы - 1930 - 1940-е - в СССР проводились секретные эксперименты по осеменению женщин спермой вождей революции, чтобы создать новое поколение строителей коммунизма. В 1950 - 1960-е в США и Азии для улучшения потомства будущих поколений насильственно стерилизовали людей с низким коэффициентом интеллекта. А в Калифорнии в 1980 году был даже открыт банк замороженной спермы нобелевских лауреатов. Его образцами пользовались женщины, желающие родить гения. 

ФИАСКО. Все эти псевдоевгенические попытки закончились крахом. Дети рождались обычными. Даже те, что были зачаты с использованием спермы лауреатов.

Гипотеза 2 Все дело - в мозге

«А может, дело не в генах, а в мозге?» - подумали ученые. И решили покопаться в черепных коробках почивших гениев. В СССР с конца 1920-х годов, сразу после смерти Ленина, и по 1970-е годы ученые собирали экземпляры мозга выдающихся людей в Институте мозга человека РАМН (см. «КП» от 9.01.09). Там до сих пор в колбах хранятся несколько десятков достойных образцов. Среди них - мозг Горького, Калинина, Луначарского, Маяковского, Мичурина, Павлова, Станиславского. Мозг многих нобелевских лауреатов хранится в зарубежных медицинских центрах, например, в Университете Онтарио. Эти образцы изучали, сравнивали, искали «вещество гениальности».

Самым поразительным оказался мозг Эйнштейна. У него оказалась очень большой так называемая Sylvian fissure - борозда, разделяющая височную и теменную доли. Больше, чем у рядовых людей, было клеток, участвующих в процессах запоминания. Но физик подкачал с весом: его мозг весил всего 1230 граммов при норме 1375 граммов у мужчин. Размер мозга вообще оказался ни при чем: у гения Тургенева мозг весил 2012 граммов, а у другого гения - Франса - 1017 граммов. Разница - в два раза, а даровитости у обоих - через край.

ФИАСКО. Гигантская работа не увенчалась успехом. Извилины почивших талантов оказались ничем не лучше, чем у обычных людей. А в некоторых случаях даже и хуже: с патологиями. Мозг Эйнштейна принято считать исключением.

Гипотеза 3 Одаренность - это болезнь

Более 60 лет известный генетик, профессор, заведующий отделом генетики Московского НИИ психиатрии Владимир Эфроимсон (1908 - 1989) изучал истории болезней великих мира сего. И первым заметил, что у них чаще, чем у обычных людей, встречаются пять недугов. 

1. Подагра - при ней повышается содержание в крови мочевой кислоты, формула которой близка к формуле молекулы кофеина. Поэтому эта кислота и стимулирует работу мозга. Подагриками были Македонский, Микеланджело, Ньютон, Дарвин, Кант, Шопенгауэр.

2. При синдроме Марфана в кровь выбрасывается большое количество возбуждающего нервную систему адреналина. Наблюдался у Линкольна, Андерсена, Голля, Чуковского. 

3. Синдром Морриса превращает женщину в псевдогермафродитку с мужской психикой и сильным мужским интеллектом. Яркий носитель - Жанна д’Арк.

4. Повышенная сексуальная возбудимость возникает из-за усиленной выработки андрогенов - стероидных гормонов, которые служат допингом, стимулирующим интеллектуальные возможности. Она была замечена у Цезаря, Петра I, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Гейне.

5. Гипоманиакальная депрессия проявляется в резкой смене настроений. После приступов психоза и периода спада интеллектуальной деятельности идет очень быстрый подъем - тогда и появляются выдающиеся произведения. Так было у Дизеля, Сен-Симона, Канта, Диккенса, Хемингуэя, Гоголя, Мопассана.

ФИАСКО. Но сколько мы знаем психопатов, сексуальных маньяков и подагриков, не создавших ничего! Скорее всего, болезнь лишь сопровождает даровитость.

Гипотеза 4 Главное - время рождения 

С еще одной теорией выступил в свое время российский исследователь Евгений Виноградов. Он обнаружил странную закономерность: одаренные люди чаще рождаются зимой (см. «КП» за 21.08.09). Он выписал даты рождения 20 тысяч знаменитых художников, поэтов, писателей, ученых, родившихся в период 801 - 1950 годов. А также изучил биографии 757 нобелевских лауреатов из 61 страны. Получилось, что максимальное число гениев родились в зимнее время года. Пик приходится на февраль, а спад - на август. Эта закономерность действует и в Южном полушарии, но строго наоборот: больше талантов рождается в июне, когда там зима, и меньше в феврале. Исследователь это объяснял вспышками на Солнце, которые, как правило, происходят с января по март. По его словам, солнечная активность влияет на мозг новорожденного с помощью усиленного потока ионизирующего излучения. А ведь под его воздействием даже семена начинают прорастать быстрее. 

ФИАСКО. Но Пушкин, Репин, Македонский, Гете, Резерфорд родились летом. А вспышки на Солнце происходят в разное время года. Так что феномен «зимних гениев» еще предстоит изучить.

Новая гипотеза - 5 Нужно потрудиться 10000 часов

И вот появилась еще одна версия. Она изложена в недавно вышедшей монографии «Гении и аутсайдеры» социолога Малкольма Гладуэлла. 

- Наше ложное понимание природы успеха во многом объясняется тем чрезмерным значением, которое мы придаем врожденным способностям, - уверяет нас автор. - То, что мы называем талантом, есть лишь результат труда, сложного переплетения способностей и благоприятных возможностей. 

И доказывает это на примерах. В Академии музыки в Берлине ученые с помощью преподавателей разделили на три группы студентов-скрипачей. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую - те, кого оценили как «перспективных». В третью - студенты, которые могли стать в лучшем случае учителями музыки. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, когда впервые взяли в руки скрипку? Почти все участники начали играть лет в пять. В первые год-два упражнялись одинаково - около 2 - 3 часов в неделю. Но с восьми лет те, кто сейчас считаются лучшими, стали работать больше остальных: по шесть часов в неделю, к 12 годам - по восемь часов, к 14 - по 16, и так по нарастающей. К 20 годам у них набиралось до 10000 часов занятий. У середнячков их было 8000, а у аутсайдеров - не более 4000 часов. Такая же закономерность обнаружилась у композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, шахматистов. То есть талантов и обычных людей различало лишь то, насколько упорно они трудились. Причем лучшие работали НАМНОГО больше, чем все остальные. Ученые даже вывели волшебное число, ведущее к мастерству: 10000 часов. Это примерно три часа практики в день, или 20 часов в неделю в течение десяти лет. Именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию. Это относится даже к тем людям, которые с детства считались одаренными. 

ФИАСКО. В списке великих слишком много исключений. Так, например, лентяями, тугодумами и двоечниками в детстве и отрочестве были Эйнштейн, Гегель, Пьер Кюри, Норберт Винер, Чаплин, Андрей Белый, Александр Бородин. Даже к концу жизни они могли не набрать «положенных» для мастерства 10000 часов.

ПРОГНОЗ

Генная карта таланта появится в 2020 году

Итак, пока наука не может однозначно объяснить феномен гениальности. Хотя одна подсказка есть. И возвращает она нас к генам, но не к наследственности. Еще в прошлом году профессором генетики поведения из Лондона Робертом Пломиным был открыт первый ген интеллекта - всего их должно быть около 200 (!). Изучая группу молодых людей с очень высоким коэффициентом интеллекта (IQ = 160), профессор Пломин обнаружил: в их генах неизменно присутствует один и тот же фрагмент - IGF2R в 6-й хромосоме. У менее даровитой молодежи из контрольной группы такого фрагмента не было. И у родителей вундеркиндов этот фрагмент отсутствовал. Значит, IGF2R не передается из поколения в поколение.

- Вероятно, что он появляется при каких-то отклонениях в физиологии или психике гения, - осторожно предполагает профессор. - Причем это может произойти как в утробе матери, так и уже в зрелом возрасте. Причиной может послужить какой-то толчок извне - стресс или болезнь. Или необычная комбинация генов родителей. Теперь задача исследователей - найти другие 199 генов интеллекта. А затем точно определить их функции. 

- Недалеко то время, когда будут созданы генетические тесты на интеллект, - рассказал на пресс-конференции доктор Пломин. - И мы сможем выявлять щедро одаренных от природы людей даже на стадии эмбрионов. И помогать им. Ведь гении рождаются в любой социальной среде, но не у всякого бывает возможность проявить свой дар.

Генетики предполагают, что генная карта таланта появится через десять лет. Ведь кому-то надо над ней поработать 10 000 часов…

«Битлз» 10 лет «шлифовали» свое мастерство в ночных клубах Гамбурга.

 

 

ЦИФРА

Подсчитано, что гениями рождаются один на 10 тысяч, а становятся - один на 5 - 10 миллионов. Это означает, что уже сегодня, в начале ХХI века, около ста тысяч людей на миллиард жителей планеты могли бы развиться до уровня гения. Но в силу обстоятельств поленились или загубили свой дар.

ТЕСТ

Оцените свои способности

Дорогие читатели, наверное, смешно предлагать вам тест «Не гений ли вы?». Дело это тонкое, пусть каждый решает сам. Но любому интересно узнать уровень своих способностей. Оценить их можно по профессиональному тесту структуры интеллекта, составленного немецким психологом Рудольфом Амтхауэром. Сейчас мы приводим тест на способность вашего мозга к классификации и обобщениям. А в следующих номерах вас ждут новые задания. 

Итак: если за 8 минут вы дали правильный ответ на 11 и более вопросов - поздравляем, у вас блестящие способности к классификации! Кроме прочего, вы способны мгновенно проанализировать самую сложную ситуацию, и именно вы - мозговой центр при ее разрешении. 

От 5 до 10 правильных ответов - ваш мозг в хорошей форме, вы способны быстро оценивать ситуацию, но не всегда видите ее во всей полноте. Чем меньше попаданий, тем сильнее у вас склонность к спешке или неумение отбрасывать ненужные подробности. Если вы нашли у предметов общее, но это какие-то иные качества, значит, творческая жилка у вас пересиливает аналитическую. Дайте себе больше времени на решение важных для вас проблем.    

Менее 5 правильных ответов: в сложных ситуациях вы можете завязнуть в мелочах, не увидев главного. Вам не хватает системной тренировки ума и умения воспарить над несущественными деталями. Возможно, вы просто слишком творческая натура, у которой с каждым предметом связаны свои ассоциации, не укладывающиеся в общий ряд.

Тест «Классификация» оценивает вашу способность выносить суждения. Два слова объединены общим смыслом, принадлежностью к одному классу понятий.  Его-то и нужно постараться передать одним, в крайнем случае двумя словами. 

Образцы: Пшеница, овес - ? Ответ: зерновые. Или: Хлеб, масло - ? Ответ: пища.

1. Яблоко, земляника - 

2. Сигарета, кофе - 

3. Часы, термометр - 

4. Hoc, глаза -

5. Эхо, зеркало - 

6. Картина, басня - 

7. Громко, тихо - 

8. Семя, яйцо - 

9. Герб, флаг - 

10. Кит, щука - 

11. Голод, жажда - 

12. Муравей, осина - 

13. Нож, проволока - 

14. Наверху, внизу - 

15. Благословение, проклятие -

16. Похвала, наказание -

ОТВЕТЫ: 1 - плоды; 2 - стимуляторы; 3 - приборы; 4 - органы чувств; 5 - отражение; 6 - произведение искусства; 7 - сила; 8 - зародыши; 9 - символы; 10 - водные животные; 11 - органические потребности; 12 - живые организмы; 13 - металлические изделия; 14 - положение в пространстве; 15 - пожелания (санкции); 16 - меры воспитания.