Загрузить еще

Какие сокровища Украина хочет вернуть домой

Какие сокровища Украина хочет вернуть домой

А пока немцы определяются, «Комсомолка» выяснила у историков, какие еще наши сокровища скрываются в сундуках иностранных музеев.

- Сегодня за границей находятся десятки тысяч незаконно вывезенных украинских реликвий, - рассказал «КП» историк Александр Палий. - Особенно их много в России. Например, там хранится золото скифских курганов, драгоценности черниговской Черной могилы, оружие, казацкие булавы, сабли, иконы и даже мощи замученного монголами князя Михаила Черниговского.

- В Швеции есть письма Богдана Хмельницкого, клейноды украинского казачества, письма гетмана Ивана Мазепы, - продолжает историк. - В США - казацкие флаги, иконы, иконостасы и даже сокровища запорожцев. 40-50 процентов экспонатов Эрмитажа - это украинские культурные ценности. 

Вывоз ценностей с украинских земель начался с указов царя Петра І и продолжился до распада СССР, утверждает руководитель Центра исследований проблем возвращения и реституции культурных ценностей Института истории Украины НАН Украины, кандидат исторических наук Сергей Кот. Хотя наибольшей катастрофой стала Вторая мировая война. На оккупированных территориях нацисты организовывали комиссии, которые собирали и вывозили в Берлин самые ценные реликвии.

- За годы войны Украина потеряла больше 300 тысяч музейных экспонатов, около 51 миллиона книг, 46 миллионов архивных дел, - перечислил потери председатель Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через границу Украины Юрий Савчук. 

Но вернуть их на родину - очень сложная задача. Даже спустя 65 лет после Победы. 

- В Украине  работает государственная комиссия, которая на официальном уровне этим занимается. Но вернуть хоть что-то очень тяжело, -  рассказал «КП» кандидат исторический наук Владислав Гриневич. - Например, архивы Украины, Польши, Франции, которые украли фашисты, сейчас находятся в России, и ни одна из стран не может их вернуть. Образцы старинного холодного оружия из коллекции Кочубея, принадлежавшей Полтавскому краеведческому музею, эвакуировали во время Великой Отечественной в Башкирский краеведческий музей в Уфе. Там они остаются до сих пор. В Краснодарском краеведческом музее ныне находится картина «Казак Мамай», принадлежавшая до войны Днепропетровскому историческому музею.

Германия после капитуляция постепенно возвращала СССР украденные ценности. Но вместо украинских музеев их передавали в Москву, а затем они оседали в запасниках российских музеев.  

- Вернуть наши самые дорогие ценности практически не реально, - считает Владислав Гриневич. - Нужны неопровержимые доказательства их незаконного вывоза из Украины. А затем еще и добрая воля государства, которое должно их возвратить. Усугубляет ситуацию и то, что на некоторые украинские вещи претендуют сразу несколько государств.

ПЯТЕРКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕЛИКВИЙ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Наследие Михайловского Златоверхого монастыря

В конце 90-х годов прошлого столетия украинские эксперты идентифицировали в российских музеях не меньше 26 уникальных памятников древнерусского искусства со стен Михайловского Златоверхого собора в Киеве. В России они оказались незаконно: перед приказом Сталина о взрыве монастыря ученые вырезали со стен образцы фресок, которым около 1000 лет.

По словам Сергея Кота, часть образцов была тайно вывезена в Третьяковскую галерею. Еще пять предметов (мозаики, фрески и шиферная плита) были отобраны в Киеве на всесоюзную выставку к 750-летию «Слова о полку Игореве» в 1938 году и до сих пор не возвращены в Украину. Еще не менее 18 мозаик и фресок были вывезены в Германию в период немецкой оккупации в годы Второй мировой войны - впоследствии их нашли в американской зоне и передали представителям СССР в Берлине. Раритеты попали в Новгород в краеведческий музей, откуда часть из них отобрали для себя Государственный Эрмитаж и Русский музей в Ленинграде. 

Правда, в борьбе за фрески монастыря Украина добилась успеха. В 2001 и в 2004 годах в Киев было возвращено 11 экспонатов. 

- Но переговорный процесс по оставшимся фрескам и мозаикам остановился. Причем именно украинская сторона на официальном уровне уже шесть лет не проявляет инициативы, - пожаловался Кот. 

Одна из наиболее совершенных мозаик Михайловского собора «Дмитрий Солунский», ХІІ столетие. Сегодня открывает зал древнерусского искусства Третьяковской галереи.

 

 

Рисунки Альбрехта Дюрера

24 работы великого художника хранятся в Вилдшире, Лондоне, Монреале, Нью-Йорке и Нюрнберге, в музеях Великобритании, Канады, Нидерландов, Германии и США. В эти страны они попали из Львовского музея (ранее музея Оссолинского) - специальный уполномоченный для защиты произведений искусства на оккупированных территориях Карл Мюльман лично отвез работы Дюрера в Берлин, оставив в музее расписку от 2 июля 1941 года.

Коллекция хранилась в рейхканцелярии Адольфа Гитлера. После капитуляции Германии рисунки нашлись (это был 1948 год) в соляной шахте около Зальцбурга, а затем разошлись по разным музеям. 

Сначала права на «львовского Дюрера» заявил СССР, затем борьбу продолжила Украина, но до сих пор наши претензии на работы художника игнорируются. Вернуть во Львов рисунки не удается даже с помощью взаимообмена. В 2003 году президент Леонид Кучма возвратил Королевству Нидерландов рисунки старых мастеров из «коллекции Кенигса». И, когда часть коллекции отправилась в Музей Бойманса ван Бойнингена в Роттердаме, никто даже не вспомнил о том, что в этой стране находятся три рисунка Альбрехта Дюрера из Львова. 

Права на Дюрера оспаривает и Польша. Они считают, что только музей Оссолинского во Вроцлаве - единственный правопреемник действовавшего до 1939 года музея Оссолинского во Львове.  

ЧТО УДАЛОСЬ ВЕРНУТЬ

Первым возвращать украинские реликвии после независимости начал первый президент  Украины Леонид Кравчук. Он предложил создать специальную комиссию по этому вопросу, а его преемник Леонид Кучма продолжил. За десять лет работы комиссия вернула в Украину около 500 тысяч реликвий.

Самые известные из них: хоругвь запорожского Самарского куреня (1972 года), Книга актов Владимирского городского суда (1595 год), картина голландского художника Бельта Корнелиса (1702 год), книги из библиотеки митрополита Флавиана. 

Рисунки Альбрехта Дюрера, которые находятся в Голландии: «Приготовления для погребения Христа» (частная коллекция в Амстердаме) и «Лошадь в профиль» (Музей Бойманса, Роттердам).

 

 

 

Солохский золотой гребень ІV столетие до н.э.

Эту уникальную вещь нашли в 1912-1913 годах в знаменитом скифском кургане Солоха (или Могила-Знаменская) на левом берегу Днепра неподалеку от города Никополя. 12-сантиметровый гребень из чистого золота с 19 зубцами весит 294 грамма. На спинке гребня - пять лежащих львов, над ними - сценка боя двух пехотинцев и всадника. Второй всадник упал, поверженный вместе с конем. Гребень, изображение которого вошло почти во все учебники древней истории, выполнен в стиле греческого античного ювелирного искусства. Предположительно - это работа греческого мастера. 

Солохский золотой гребень попал в собрание петербургского Эрмитажа, как и большинство извлеченных из скифских курганов предметов роскоши: золотые чаши, золотые гривны, точильные камни и ювелирные украшения. Гребень входит в одну их популярных экскурсий музея «Особая кладовая 2» (Золотая). Украинская сторона даже не пытается вернуть украшение на берега Днепра. 

Солохский золотой гребень, ІV столетие до н.э. Находится в Эрмитаже, Россия.

 

 

Мощи великого князя Ярослава

О том, что прах киевского князя может храниться в Нью-Йорке, украинские историки узнали совсем недавно. Эта информация появилась после того, как археологи вскрыли в сентябре 2009 года саркофаг в «Софии Киевской» с предполагаемым захоронением Ярослава Мудрого. Ученые заподозрили, что мощи принадлежат не великому киевскому князю. А сейчас отрабатывается версия, что прах князя попал за океан через диаспору, которая вывезла мощи из Софийского заповедника во время Великой Отечественной войны.  

- Есть информация, что реликвия находится в одной из украинских церквей США, - продолжает Сергей Кот. - Вместе с мощами также хранится чудотворная икона «Николая Мокрого». Сегодня еще сложно говорить о возможности их возвращения - впереди долгий путь переговоров. Но шансы найти компромисс в этом случае достаточно велики.

 

Картина Григория Мясоедова «Молебен в поле во время засухи»

До войны полотно находилось в фондах харьковской Украинской картинной галереи (ныне Харьковский художественный музей), - рассказал «КП» Сергей Кот. -  Его вывезли гитлеровцы, и оно оказалось в Варшаве. Полотно указано в официальных послевоенных списках потерь, однако вопрос идентификации картины остается дискуссионным.

Мясоедов написал два варианта «Засухи». Наши ученые доказывают, что в Варшаве именно полотно из Харькова, а польские ученые говорят: «Это ошибка, картина наша». 

Григорий Мясоедов «Молебен в поле во время засухи». Находится в Национальном музее в Варшаве, а была украдена из фондов харьковской Украинской картинной галереи.

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Есть такое мнение: какая разница, где хранятся украинские культурные ценности? Главное, что вещь не уничтожена, она в музее и под охраной. А у нас из музеев воруют шедевры мирового искусства, взять того же Караваджо.

Но, во-первых, реликвии Украины не так-то просто разыскать в иностранных музеях. Они спрятаны, засекречены. Захочешь увидеть - не сможешь. А во-вторых, что же это мы за народ такой, что разбазариваем собственные ценности? Может, именно из-за невозможности их увидеть и понять, как развивать свое государство, мы никак не избавимся от комплекса «младшей сестры».  

ПРОВЕРКА СЛУХА

Пектораль подменили?

В поисках украинских реликвий за рубежом «Комсомолка» несколько раз натыкалась на одни и те же слухи - из Украины вывезен оригинал самой знаменитой в мире скифской пекторали, которую в 1971 году под Никополем обнаружил украинский археолог Борис Мозолевский. Якобы в Музее исторических драгоценностей Украины хранится лишь голограмма украшения.

Не может такого быть, думали мы! Ведь пектораль признана одной из величайших находок мировой истории и археологии. Найти ответы мы попытались у историков. К нашему удивлению, большинство из них, правда, попросив, не называть их имена, рассказали, что слышали о возможном вывозе пекторали за границу.

- Есть две версии, - сказал «КП» один из историков. - По одной из них, оригинал спрятан в России, по другой - украден в Германии при реставрации. В Киев вернулось уж больно красивое изделие. И всем показалось, что оно новое - подделка. 

- Все эти сплетни, мягко говоря, чушь, - успокоила «КП» ведущий научный сотрудник Музея исторических драгоценностей Украины Любовь Клочко. - Наша пектораль никогда не покидала стен музея и не покинет его. Это оригинал, который мы храним как зеницу ока. Будьте спокойны за него. 

 

ПОТЕРЯННЫЕ

Увидим ли мы саблю Мазепы?

Самое печальное, что большинство украинских культурных ценностей найти невозможно. Их следы затерялись в разных странах. Например, на территории Польши во время Второй мировой исчезла корона Галицко-Волынского князя Данила Романовича Галицкого. Князь получил ее в подарок от Папы Римского Иннокентия ІV в знак коронования королем земель русских в 1253 году. 

Не менее интересна и драматична история поисков парадной сабли гетмана Ивана Мазепы. 

- В Украине вообще  мало что осталось от него, - рассказывает Александр Палий. - Почти все реликвии гетмана - в России. В Санкт-Петербурге хранится Батуринский архив, который вывез Меншиков в 1708 году. В нем несколько тысяч документов: письма Мазепы, оригиналы царских указов Петра I, описание Мазепой событий Северной войны. Есть оригиналы универсалов Мазепы. 

А парадная сабля гетмана, по предположениям историков, «исчезла» в 1945 году из одного из музеев Польши. Ее вывезли офицеры разведки Советской армии. Затем оружие чекисты передали в секретный архив. В 2007 году поиски сабли привели коллекционеров в Эрмитаж. Там ее даже показали «охотникам за древностью», но затем выяснилось, что это всего лишь копия. Где же на самом деле находится оружие Мазепы - не ясно, но коллекционеры утверждают, что искать нужно в запасниках Эрмитажа.