Ни для кого не секрет, что вместе со знаниями в школах дети получают еще и немало болезней. По данным медиков, 30% первоклашек имеют хронические заболевания, а уже к выпускному такими болячками обзаводятся более половины школьников. Как помочь детям без потерь для самочувствия адаптироваться к учебе? БОЛЬШЕ ВСЕГО СТРАДАЮТ НОС И ЖЕЛУДОК Медики провели оценку здоровья украинских школьников разного возраста и выяснили, что только 23% детей можно отнести к группе здоровых, 29% учеников имеют функциональные отклонения, а у 47% и вовсе есть хронические заболевания. - Особенно широко распространены у детей школьного возраста хронические процессы в носоглотке - хронический тонзиллит, аденоиды, искривления носовой перегородки, - рассказывает доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины Виктор Неделько, - а также заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и деформация позвоночника, отклонения в деятельности нервной и эндокринной систем, патология зрения. Болезни носоглотки и зубов занимают первые места среди выявленной патологии, достигая 80% и 60% соответственно. Постоянная интоксикация нередко вызывает заболевания других органов и систем, прежде всего сердечно-сосудистой системы. Почему же дети так часто болеют? Виктор Неделько считает, что виной всему - чрезмерная умственная нагрузка, низкая двигательная активность, плохая организация питания, отдыха, сна и других аспектов образа жизни школьника, в первую очередь в семье. - Регулярно проверяйте здоровье ребенка. Перед поступлением в школу пройдите углубленный медосмотр в своей поликлинике, посетите педиатра, невропатолога, окулиста, стоматолога, лор-врача. Выполняйте рекомендации, которые дают врачи, - советует гигиенист, заместитель директора Института гигиены и медицинской экологии им. А. Марзеева, доктор меднаук Надежда Полька. - Обязательно следите за зрением. Мы рекомендуем в начале и в конце каждого учебного года показать ребенка окулисту и хирургу-ортопеду, чтобы проверить осанку. ФИЗКУЛЬТУРА - В МЕРУ Чтобы расти здоровым, ребенок должен больше двигаться. Физические нагрузки тренируют в первую очередь сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают мускулатуру, повышают сопротивляемость детского организма к инфекциям и болезням. - Половина современных школьников страдает гиподинамией, поскольку большую часть времени дети проводят за партой или у компьютера, - отмечает психофизиолог, кандидат медицинских наук Виктор Лазинский. - Многие родители дополнительно загружают ребенка занятиями музыкой, языками и т.д. Выдержать такие «сидячие» нагрузки без ущерба здоровью может только тот ребенок, который систематически занимается физкультурой, делает утреннюю гимнастику или посещает спортивные секции. Однако во всем нужна мера. Не каждому под силу выполнить нормы ГТО. Чтобы физкультура не навредила, родители должны регулярно обследовать школяра. - С прошлого учебного года все школьники обязаны проходить медосмотры не в школах, как это было раньше, а в районных поликлиниках вместе с родителями, - рассказывает педиатр Киевской детской клинической больницы №3 Ирина Колпакова. - Врачи, осматривающие детей, должны предупреждать родителей о возможных рисках, рассказывать, какие физические нагрузки противопоказаны, а какие только пойдут на пользу. Обязательно обратите внимание на такие жалобы, как головокружение, учащенное сердцебиение, одышка. Помните, любая (даже минимальная) физическая нагрузка «бьет» в первую очередь по сердцу. Недостаточное кровообращение во время выполнения физических занятий может обернуться инфарктом.
Иммунитет ребенка перед школой надо подпитать натуральными витаминами.
Поэтому родители должны следить за состоянием ребенка и знать, не попадает ли их чадо в группу риска. Чтобы определить физическое состояние ребенка, регулярно тестируйте его по методу Руфье.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Закаливание начинайте уже сегодня
* На носу осень с ее простудами. Подскажите, пожалуйста, как правильно закаливать ребенка, чтобы поднять иммунитет и избежать частых простуд.
Валерия.
Андрей ФЕДОРОВ, педиатр:
- Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать, начиная закаливание ребенка:
* постепенность - нельзя, грубо говоря, кидать ребенка сразу в прорубь;
* постоянство - нельзя неделю закаливать, а неделю отдыхать;
* многофакторность. Закаливание должно быть не только холодом, но и теплом, не только водой, но и воздухом;
* обязательное позитивное отношение ребенка к самому процессу. Если процедуры будут проходить с улыбкой - на пользу. С криками и слезами - во вред.
Начинать водные процедуры следует... с сегодняшнего дня. После душа или ванны окатите ребенка водой комнатной температуры. Через 3 - 4 дня уменьшите температуру воды на один-два градуса. Еще через 4 - 5 дней снова. Медленное снижение температуры должно продолжаться до тех пор, пока ребенок это принимает с удовольствием.
В первый класс - как на работу
* Дочка идет в школу в первый класс. Она у меня очень тихий и домашний ребенок. Боюсь, что ее будут обижать. Как настроить ее на школу и дать уверенность в себе?
Марина.
Елена АКУЛОВА, семейный психолог:
- Чтобы подготовить первоклашку к школе, сначала психологически должны настроиться сами родители. Общеизвестно, что дети остро чувствуют страх или неуверенность взрослых. Поэтому именно родители, особенно мама, должны быть настроены на предстоящие перемены в жизни будущего школьника позитивно и радостно. Не нужно бояться, что ребенка будут обижать или он не сможет адаптироваться к нагрузкам.
Но не стоит также настраивать чадо на то, что школа - это праздник. Наоборот, нужно понемногу внушать ребенку, что это его обязанность, его работа. Если мама - домохозяйка, то будет очень хорошо, если в школу ребенка будет водить папа. При этом акцентируя внимание на то, что «мы идем с тобой на работу, а наша мама остается нас ждать дома».
Начинайте относиться к ребенку как к равному, ведь и он будет работать, как взрослые.
Фото из архива «КП».
|
ЗАЩИЩАЙТЕСЬ ОТ БЛИЗОРУКОСТИ ГИМНАСТИКОЙ
Офтальмологи заметили, что резкое падение зрения происходит дважды в жизни каждого ребенка: в 1-3-м классах, когда ребенок идет в школу и начинает активно включаться в учебный процесс, и в подростковом периоде, когда готовится поступать в вуз.
Дело в том, что малыш рождается с маленькими глазами, которые от природы дальнозоркие. В процессе жизни и роста глаз должен достичь нормального размера, тогда ребенок начинает отчетливо видеть предметы. Стопроцентное зрение формируется к 7-8 годам. Но сейчас зрительная нагрузка у детей весьма серьезная, глаза начинают приспосабливаться к новым условиям и растут намного быстрее, чем требуется. Этот процесс и приводит к развитию близорукости.
- Защитить зрение помогут профилактические занятия, - отмечает офтальмолог высшей категории Елена Малиева. - Помните, глазам обязательно нужен отдых. Если ребенок в школе 30-45 минут учится, то 10-15 минут должен отдыхать. В это время желательно подойти к окну и посмотреть вдаль, потому что до этого ребенок смотрел на близкие предметы. Сохраняйте такой зрительный режим и дома. После школы ученик обязательно должен отдохнуть. А затем в процессе обучения также следует делать перерывы: полчаса ребенок позанимался, 15-20 минут он смотрит в окно или выполняет специальные упражнения для глаз. Рекомендую на стекле черным маркером нарисовать точку. Попросите школьника сначала посмотреть на нее, затем за точку на метр, два, три, пять, на облака и так далее до линии горизонта, а затем в обратном порядке.
Еще один важный момент - длительная зрительная нагрузка за компьютером. А ведь до 12 лет вообще нежелательно работать с этим инструментом (максимально допустимо - по 15 минут два раза в день). Кроме того, очень портят зрение игры на мобильном телефоне. Не рекомендую позволять детям до 12 лет увлекаться таким развлечением.
Обращайте внимание на освещенность помещений, где ребенок проводит много времени. Осенью и зимой уменьшается продолжительность светового дня, и освещенность рабочего места должна быть достаточной.
Родители должны дать возможность ребенку летом и в начале осени с овощами и фруктами получить все необходимые микро- и макроэлементы, витамины. Красные фрукты-овощи, которые содержат каротин, особенно полезны для глаз. Зимой, когда овощи не столь богаты питательными веществами, можно подкармливать глаза витамином А, который входит в состав зрительного пурпура, осуществляющий процесс зрения.
И еще. Родители, интересуйтесь, хорошо ли ваше чадо видит окружающие предметы. О проблемах со зрением могут косвенно говорить такие признаки:
* задержка развития разговорной речи, письма,
* ухудшение памяти,
* замедление мыслительных процессов,
* снижение успеваемости,
* замечания о плохом поведении на уроке (а ребенок просто не видит доску, начинает переспрашивать и заглядывать к соседу в тетрадь).
КАК ПЕРЕЖИТЬ АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Все чаще родители жалуются на плохой сон первоклашек, ночные кошмары, энурез, изменение поведения ранее послушного малыша, истерики, капризность, непослушание, плаксивость, вялость, апатию, плохой аппетит или же, наоборот, чрезмерную возбудимость, изменение речи, заикание. Почему же так происходит?
- Все больше специалистов сходятся во мнении, что шестилетки не готовы к школе не только физиологически, но и психологически, - отмечает врач-психиатр, психотерапевт Дарья Сапон. - Можно, конечно, обратиться к опыту зарубежных стран, где ребенок идет в школу и в пять лет. Но первые два года он больше «играет в школу». При этом огромное внимание уделяется психологическим аспектам, подготовке малыша к дальнейшему этапу жизни.
А в наших школах ребенка сразу погружают в процесс получения знаний. Первоклашке 1 сентября уже приходится выдержать 2-3 урока по 30 минут. И это только в первый день! Эти получасовые пытки зачастую «ломают» малыша, ведь, может быть, впервые в жизни ему приходится сидеть долго и практически не шевелясь. А на переменках тоже особо не побегаешь - учителя строго за этим следят. Вот и получают наши папы и мамы в итоге ребенка, с которым сладить невозможно. Если проблемы только в поведении малыша - это полбеды. Иногда происходит слом саморегуляции организма, и тогда получаем заикание, различные психосоматические нарушения, немотивированные страхи, агрессию, тревогу.
- Что же делать родителям? Ведь сейчас настойчиво рекомендуется вести в школу ребенка именно после 6 лет?
- Здесь не обойтись без подготовительного этапа. Желательно за год до школы обратиться с малышом в центр подготовки. Если ребенок уже идет в школу, не плохо бы в эти оставшиеся до начала учебного года дни поработать с психологом. Преподаватели смогут помочь в адаптации к школьной среде и ребенку, и родителям. Психологи подготовят ваших деток к сложной, но увлекательной игре под названием «Жизнь», где необходимо проявлять гибкость, стрессоустойчивость и не растерять умение радоваться жизни. И не нужны парты, указки и дневники - есть множество интересных игр, развивающих моторику, когда рисуют пальчиками, лепят, работают с природными материалами, выполняют кинезиологические упражнения. После таких занятий ребенок отправляется в увлекательнейший мир знаний с огромным интересом, который уже сложно будет сломать даже самой предвзятой учительнице.
Фото из архива «КП».
НА ЗАМЕТКУ
Чем болеют ученики?
Болезни органов пищеварения - 65% .
Нарушение осанки - 13-14%.
Снижение остроты зрения - 8-10%.
Сердечно-сосудистые болезни - 6-8%.
Проблемы со щитовидкой - 3-4%.
БУДЬ В КУРСЕ
Тест Руфье
Он помогает оценить физическую форму ребенка и состояние его сердечно-сосудистой системы при помощи простейших инструментов и подсчетов. Вам понадобятся секундомер (тонометр), ручка и бумага. Приступаем.
1 Перед тестированием усадите ребенка, пусть 3 минуты спокойно посидит на стуле, спина опирается на спинку, чтобы снять напряжение мышц туловища.
2 Теперь подсчитайте пульс за 15 секунд. Полученное число умножьте на 4 - это частота сердечных сокращений покоя - П0.
3 Попросите ребенка ритмично выполнить 30 приседаний за 45 секунд. В момент приседания руки следует вытянуть вперед, ладони разогнуть. В момент подъема руки опустить вниз вдоль туловища.
4 После приседаний ребенка усадите на стул так, чтобы спина имела опору. Дыхание не задерживать. Подсчитайте пульс за 15 секунд. Секундомер оставьте включенным. Полученное число умножьте на 4. Это П1.
5 С 45-й по 60-ю секунду еще раз подсчитайте число пульсаций. Умножьте на 4 - это П2.
6 Далее рассчитываем индекс по такой формуле: (4x(П0+П1+П2)-200):10.
Определяем результат:
индекс менее 0 - атлетическое сердце;
0,1 - 5 - «отлично» (очень хорошее сердце);
5,1 - 10 - «хорошо» (хорошее сердце);
10,1 - 15 - «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени);
15,1 - 20 - «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).
Чтобы повторить пробу, необходим отдых, иначе показатель будет недостоверным.
ВАЖНО!
Значительные физнагрузки не рекомендованы детям с сердечно-сосудистыми, неврологическими заболеваниями, сахарным диабетом и перенесшим инфекционные болезни.
ЕСТЬ ВОПРОС
Жвачка зубной пасте не замена!
Моя дочь идет в 1-й класс. Подскажите, необходимо ли чистить и лечить молочные зубы? И можно ли по утрам чистить их только с помощью жевательной резинки?
Людмила Романенко, стоматолог:
- Подобные вопросы в практике докторов - не редкость. Миф о том, что молочные зубы не надо чистить и лечить, к сожалению, очень распространен. В действительности они, как и постоянные, находясь под воздействием неблагоприятной среды во рту, не застрахованы от заболеваний и также нуждаются в регулярной чистке. А жевательная резинка - это всего лишь дополнительное средство гигиены полости рта после еды, если рядом нет зубной щетки.
Предупредить любое заболевание легче, чем лечить. Поэтому мы не устаем напоминать родителям о необходимости профилактического осмотра детей у стоматолога, тем более что консультация в наших клиниках бесплатная. Подготовка ребенка к школе - замечательный повод посетить доктора, у которого, кроме консультации и помощи, можно получить необходимую справку для предоставления в учебное заведение, поскольку по распоряжению Главного управления образования КГГА все учащиеся обязаны пройти медосмотр, в том числе и у врача-стоматолога.