19 мая
Загрузить еще

Валерий Тодоровский: "Я решил, что в "Оттепели" все женщины будут красивыми"

Валерий Тодоровский:
Фото: Актриса Аня Чиповская - одна из тех, кто воплотил в сериале прекрасный миф о романтичных красавицах той поры. Фото: Первый канал.
Режиссер большого кино Валерий Тодоровский ("Стиляги", "Страна глухих", "Любовник") впервые снял сериал для телевидения, куда раньше захаживал только как продюсер. Первые две серии журналистам показали заранее, и, поверьте, это тот редкий случай, когда стоит бросить все дела и включить телевизор. 
 
Накануне премьеры режиссер рассказал "КП", с чего вдруг решил снять историю про кинематографистов, да еще на фоне романтических 60-х.
 
- Вы родились в 1962 году. Откуда ностальгия по эпохе, о которой у вас остались лишь детские воспоминания?
 
- Я снимал не про время, а про людей. 60-е - это время больших надежд. Ощущение свободы, полета, новой искренности - это и есть тема, о которой я хотел рассказать в фильме. Но без ностальгии. Я всегда мечтал снять фильм про свой цех. Считается, что можно снимать про милиционеров, про врачей, пожарных. А почему нельзя про кинематографистов?! 
 
Я сдружился с Мэттью Уайнером - это создатель Mad Men (культовый американский сериал о буднях рекламного агентства. - Ред.) - и спросил, откуда взялся его сериал. Он ответил: "Мой папа был рекламщиком". И я подумал: буду делать про жизнь папы (режиссера Петра Тодоровского. - Ред.). И про людей, окружавших отца. Ведь лучше всего я знаю эту среду. 
 
Был момент сопротивления, когда мне говорили: "Ты с ума сошел! Это же шутки, понятные только своим!" Да нет, это не шутки. Это архетипы. И я не считаю, что это "ретрокино". Просто были очень яркие моменты в истории страны, когда кипели сильные страсти. Шестидесятники, про которых мы столько спорили, из реальных людей превращаются в миф. Подождите еще десять лет - и это будет чистая легенда.
 
- То есть можно сказать, что "Оттепель" - это...
 
- ...мифологизация 60-х.
 
Например, я решил, что все женщины будут красивыми. 
 
Да, я хотел рассказать красивую историю про красивых людей в красивое время. Но это очень похоже на правду. Витя Хрусталев (герой Евгения Цыганова. - Ред.) весь в долгах, но ездит на "Москвиче". Мой папа тоже купил машину, как только у него представился шанс, - у него был красный "Москвич". А жили в коммуналке. Я же про это снимал фильм! Но имейте в виду: дальше эта красивая жизнь начинает рушиться, дает трещины. Окажется, что мир не так прекрасен.
 
Я показал отношения между людьми, которые пьют, ведут беспорядочную жизнь, меняют жен, дерутся, кричат о каком-то искусстве. И теми, кто, напротив, говорит: "Ребята, вы офигели?! Идите на завод - гайки закручивать!" 
 
Я не стал бы снимать сериал на 12 часов только для того, чтобы показать, как красиво люди выпивали.
 
- Кстати, красиво выпивают. И часто.
 
- Вы еще не видели, какие там дальше будут пьянки-гулянки. И не только это. Но я не сумасшедший, вижу грань. Я не снимал фильм для того, чтобы показать, как ругались, пили, курили и занимались сексом. Они так жили! Очень честно. Изменяли, предавали, но тут же каялись и говорили в глаза друг другу, кто что думает. В этом были максимальная искренность и цельность этих людей. 
 
- Чего нет в нашем времени из того, что было у них?
 
- Это было поколение, где большинство взрослых прошло войну. Жизнь для них была бесконечной ценностью. Это было время, когда подлецу говорили: "Ты подлец!" - и били в рожу. А сейчас люди говорят: "Да, он подлец!", - но при этом тихо здороваются и идут дальше.
 
"Оттепель" описывает будни молодых кинематографистов в начале 1960-х. Они заводят отношения, ссорятся и мирятся, выпивают. Талантливый оператор Хрусталев (Евгений Цыганов) и режиссер-дебютант Мячин (Александр Яценко) хотят снять фильм по сценарию погибшего друга. Руководство "Мосфильма" воспринимает идею скептически... В сериале также снимались Михаил Ефремов, Анна Чиповская, Владимир Гостюхин, Павел Деревянко и другие.
 
Валерий Тодоровский посвящает эту работу памяти своего отца: выдающийся оператор и режиссер Петр Тодоровский не дожил до премьеры полгода.