18 ноября
Загрузить еще

В бой идут одни муляжи

Да, оно не может похвастать форматом 3D и объемным звуком, даже цвет для него - непозволительная роскошь, но мы же понимаем, что по-другому снимать тогда было невозможно. Взять, к примеру, картину 1941 года "Валерий Чкалов" - ведь никто из нас не станет хихикать, наблюдая за знаменитым пролетом главного героя под Троицким мостом. Потому что мы знаем: в те времена не было спецэффектов, даже слов таких никто не знал. Вместо этого существовала "комбинированная съемка" - прабабушка обязательного для современных лент коктейля из компьютерной графики, монтажных нарезок и прочих приемов.

Когда за историю легендарного летчика Чкалова берутся кинематографисты XXI века, никаких скидок на трудные времена и комбинированные съемки быть, разумеется, не может. Наоборот, мы вправе ожидать, что на этот раз нам предложат зрелище, на фоне которого будет отдыхать даже Голливуд со своим "Перл-Харбором". А уж когда ожидания подкрепляются рассказом режиссера сериала "Чкалов" Игоря Зайцева, который в интервью "Комсомолке" подробно объяснял технику воздушных съемок - мол, наряду с настоящими раритетными самолетами будем снимать их радиоуправляемые копии, а затем все перемешаем с компьютерной графикой, за имидж Голливуда становится откровенно тревожно.

В стартовавшем в понедельник на "Интере" "Чкалове" до определенного момента все было вполне прилично. Хорошие актеры (исполняющему главную роль Евгению Дятлову в марте стукнет 50, а он вполне убедителен в образе 20-летнего аса), неплохие диалоги, тщательно очищенный от признаков современности кадр. Но затем, когда по сюжету начинается воздушная эквилибристика от Валерия Павловича, зрители с удивлением обнаруживают на экране наивно-трогательную картинку, по большому счету ничем, кроме наличия цвета (и на том спасибо!), не отличающуюся от того, что была в фильме 1941 года. Топорно вклеенные в кадр самолетики (видимо, те самые радиоуправляемые муляжи), летчики, якобы сидящие в открытой кабине несущейся на полной скорости воздушной машины и спокойно при этом друг с другом болтающие, - это и есть наш ответ Голливуду? Конечно, зритель не дурак, он поймет, что если пилота раскачивает из стороны в сторону, а уши его шлема треплет ветер, значит, он, скорее всего, куда-то летит. И все-таки хорошо, что создатели того же "Перл-Харбора" не видели этих "спецэффектов" и "чудес компьютерной графики" - обсмеяли бы и сериал, и его авторов, и, что самое обидное, Чкалова. Получилось бы, как в другом хорошем старом фильме: мы думали, вы - ас! А вы, оказывается, удвас...