23 ноября
Загрузить еще

Светлана Зорина: «На кладбище похоронена история страны»

Светлана Зорина: «На кладбище похоронена история страны»
Фото: В старину были популярны семейные склепы.

Неудивительно, что первый мой вопрос - о причинах столь необычного маршрута.

«БОЛЕЕ КРАСИВОГО НЕКРОПОЛЯ, ЧЕМ В НИЩЕЙ ГАВАНЕ, НЕ ВИДЕЛА»

- В каждом городе есть свой пантеон, - рассказывает Светлана по дороге на Байковое - центральное кладбище. И мне всегда интересно его увидеть, так как общая культура предполагает и культуру похорон. Еще египетские фараоны с молодых лет думали, как их будут чтить после смерти. Но важно не только то, как людей похоронили, а и то, что происходит с душами близких, продолжающих жить. Как город и государство относится к кладбищам. Ведь их разрушение испокон веков считалось страшным грехом. Независимо от того, где я бывала - в Англии, Франции, Италии или на Сейшельских островах, - меня в первую очередь манили городские кладбища. Но самую красивую фразу я услышала от работника службы похорон на Кубе: «Здесь лежит история моей страны». На это кладбище в Гаване я пришла без особого энтузиазма, потому что ничего о нем раньше не слышала. Оказалось, это сад в центре столицы. Среди деревьев там построены очень красивые семейные склепы, украшенные бесподобными скульптурами. Более красивого некрополя я больше не видела, несмотря на то что кругом царит бедность.

Мы подъезжаем на сером внедорожнике Зориной к центральным воротам Байкового. Охрана услужливо открывает проезд. Выходим из машины сразу на центральную аллею.

- Когда же я впервые в 14 лет попала на Байковое кладбище, то поняла, что оно - на грани разрушения, - вспоминает Светлана. - Учителя нас возили к памятнику Леси Украинки. Посмотрите, в самом центре нет старых могил - только советского периода. В нашей истории не нашлось места уважению к памяти прошлого. Революционеры разрушали и кладбища, где были похоронены выдающиеся деятели. А ведь здесь можно было бы проложить туристический маршрут, показывая гостям города могилы великих украинцев. В большинстве стран на кладбищах есть такая услуга. Люди ходят на могилы знаменитых. В Санкт-Петербурге на кладбище Александра Невского, где есть захоронения XVIII века, уже внедрена подробная практика. Я нашла там могилу жены Пушкина.

«КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ЛЕЖАТ НА БЕРКОВЦАХ И ЛЕСНОМ»

Моя собеседница радостно вскрикивает, увидев могилу певца Бориса Гмыри. Стряхивает снег с надгробия и минуту молча стоит. Оглядываясь по сторонам, находит еще несколько могил знаменитостей прошлых лет.

- Видите, на центральной аллее похоронены деятели социалистического периода. Значит, все, кто здесь лежал раньше, были выброшены из могил. Их место заняли Шелест, Щербицкий, Коротченко, Кальченко - социалистическая элита. И в этом суть этого строя. На других кладбищах мира деятелей науки и культуры чтят гораздо больше, чем министров и президентов. Вот, слава Богу, сохранились здесь и старые семейные склепы.

Мы подходим к одному из них, читаем полуистлевшие буквы: «Александрович».

- Этот склеп - свидетельство того, что и у нас была практика, принятая во всем мире: семья выкупала землю и устраивала семейный склеп. Кто эти люди - никто не знает. Если склеп будет стоять в таком состоянии, то скоро исчезнет.

- А где нашли последний приют герои вашего нашумевшего исследования «Криминальный Киев»? - интересуюсь у главного специалиста по этому вопросу.

На Байковом кладбище много интересных захоронений.

- По всему городу. Цель этой монографии - изучить криминальные группировки Киева. Когда я начала ее писать, большинства персонажей уже не было в живых. Чтобы понять этих людей, мне пришлось объездить все столичные кладбища - Байковое, Лесное, Совское, Берковцы… И меня поразило, что практически каждая могила дает много информации для внимательного взгляда: эксклюзивный памятник или типовой, ухаживают ли за ним; насколько важным был этот человек для своих близких и была ли его смерть прогнозируемой. В моей книге есть специальная карта названных кладбищ с этими могилами.

- Кто из бандитов похоронен на Байковом?

- Из видных криминальных личностей - только Джибу Гарри Малик-Заде. Здесь уже целое семейное захоронение. В социалистические времена Джибу являлся скромным сотрудником Бессарабского рынка и к моменту развала Союза уже имел хорошую экономическую базу. Во время передела собственности между группировками он был вынужден уехать в Германию, где его и убили в 1992 году. Судя по всему, ждал покушения, потому что киллер тоже получил смертельное ранение. Это было первое заказное убийство представителя украинского криминалитета за рубежом. Много авторитетов похоронено на Лесном кладбище и Берковцах. Череп и Прыщ - на Лесном.

- Неужели родные не могли купить им место на престижном Байковом?

- Просто родственники хотели, чтобы те лежали поближе к дому - так удобнее ухаживать, чаще можно бывать на могилах. А Байковое должно хранить старинный дух. До сих пор сохранилась старая карта, где видно, что столичный некрополь состоял из нескольких урочищ. Байковое также было разделено по национальному признаку - на немецкую, еврейскую и польскую части, что типично для любого европейского кладбища. Например, на ныне знаменитое лондонское кладбище Хай-Гейт Карл Маркс попал как бедняк. Там больше нет известных людей, разве что недавно отравленный русский эмигрант Литвиненко, в прошлом сотрудник КГБ. В старые времена Хай-Гейт находился за чертой города. Там нашли последний приют польские военнослужащие и евреи, убегавшие от фашизма. Оно не было ни престижным, ни популярным. Да и сегодня все приходят посмотреть только могилу Карла Маркса и его дочери, закончившей жизнь самоубийством.

«У ЮНОШИ С ПЕР-ЛАШЕЗ ИНТИМНЫЕ Места натерты ДО БЛЕСКА»

- А как в Париже?

- В столице Франции много знаменитых кладбищ. Большинство славян знают Русское кладбище, а мне нравится Пер-Лашез с его интересной историей. В XVIII веке парижане хотели быть похоронены только на центральном некрополе, которое к тому времени оказалось переполненным. Тогда префектура Парижа, стараясь открыть новое кладбище в рабочем квартале Пер-Лашез, предложила деньги известным людям за разрешение там себя похоронить. Но все равно никто не захотел. Только после того как туда перенесли прах Вольтера и Мольера и сделали специальную карту мест их захоронения, к новому некрополю устремились и другие горожане. Сегодня там лежит Эдит Пиаф. Но сейчас захоронение закрыто. Когда я была там в 2003 году, то нашла только одну свежую могилу - актрисы Третьен, которую любовник забил до смерти в Прибалтике.

Интересно, что в маршруты кладбищ часто попадают неизвестные люди благодаря необычным памятникам. В Париже есть весьма посещаемое захоронение разбалованного парня из дворянской семьи, который погиб после кутежа в ресторане. Когда родители приехали, то увидели его мертвого у входа. Они заказали надгробие именно в этой позе. Получился спящий красивый мальчик. Но самое забавное, что его поза исполнена не трагедии, а эротики. Посетители трогают руками его интимные части тела, из-за чего те даже по цвету отличаются от остальных форм скульптуры. У нас редко заказывают подобные скульптуры. Стараются не выделяться. Эксклюзив у тех, кого хоронит государство, а не семья.

- А где бы вы хотели быть похороненной?

- Я об этом не думаю. Но мне кажется, что моя могила будет не в Киеве. Кстати, Городецкий похоронен на Байковом кладбище. Но об этом знает мало людей. Могила только потому и сохранилась, что расположена не в центре.

Мы попытались ее найти, но никто из работников кладбища не знал, где она находится. Изрядно промерзнув на ветру, решили побыстрее уехать в город живых.