Анатолий Гнатюк в Киеве живет с 20 лет. Больше всего любит гулять по Андреевскому спуску, где стоит памятник Голохвастову, роль которого он уже 10 лет с успехом играет на сцене Театра украинской драмы. Но вот под Новый год его тянет к Мариинскому дворцу как символу сказки и праздника. Традиционную прогулку с «Комсомолкой» мы начали с Печерска, встретившись под зданием Верховной Рады, где стояли несколько линялых палаток с транспарантами.
Жемчужину барокко закрыли зеленым забором
- Давайте побыстрее уйдем, - попросил наш герой. Для придания походу праздничного настроения Анатолий надел красную шапку Деда Мороза, благодаря которой редкие прохожие смотрели на нас с улыбкой. - Хочу начать именно с Мариинского дворца. После знакомства с ним я и влюбился в Киев. Я ведь из Хмельницкой области, но служил недалеко от столицы в армии. Как-то в увольнении мы с другом приехали погулять по городу, познакомились с девушками, а они оказались приезжими и попросили нас показать Киев. Всю ночь водили их по Печерску. Дома были подсвеченные снизу, благодаря чему город выглядел волшебно. Все было так романтично, что вместо девушек я полюбил Киев. Удар в сердце меня пронзил именно на этом пятачке, где мы стоим: Мариинский дворец, парк и смотровая площадка.
- Этот дворец обычно ассоциируется с балами и царями. Возникло такое ощущение?
- Нет, так как мои предки из крестьян и ожидали приезда царей разве что в телегах. Но вот архитектуру Растрелли, думаю, и они бы оценили. Такую красоту мало где встретишь! Один хороший писатель сказал, что красота спасет мир, а Мариинский дворец – шедевр! Значит, и мы сейчас движемся в правильном направлении.
|
Но на пороге шедевра Растрелли нас ожидал полный облом! Жемчужина барокко была плотно закрыта высоким зеленым забором. Пришлось перелезать через кусты, под одним из которых мы нашли рыжую собаку. Почти рояль в кустах! От этой случайной попутчицы мы потом так и не избавились. А вот во внутренний двор Мариинского таки попали - через главные ворота, любезно открытые охраной. Подействовал-таки красный колпак! А в здании давно идет ремонт, который обещают закончить к 2011 году. Пообщавшись с людьми в форме, мы направились к смотровой площадке. Но там из-за льда невозможно было устоять.
- В студенческие годы мы шутили, что здесь видно, как правый берег показывает язык левому, - Анатолий махнул рукой в сторону Днепра. - А еще хочу вам показать Зеленый театр. У меня с ним связаны особые воспоминания. После театрального института я параллельно со сценой стал работать на эстраде: с моим другом Сергеем Калантаем создали казацкий дуэт. Вместе мы часто выступали на сцене этого Зеленого театра.
Сын за отца отвечает
- Желание стать артистом появилось благодаря старшему брату, певцу Николаю Гнатюку?
- Я всегда уважал старшего брата, но все случилось из-за отца. В детстве во время какого-то концерта в сельском клубе он должен был прочитать стихотворение. Учил-учил его, но как только вышел на сцену и увидел, сколько в зале людей, все забыл. У актеров это называется «зажим». Но он не сдался, а на выдохе стал декламировать: «Де були колись лiси, там тепер мiста…» От волнения не смог набрать воздух (а стихотворение длинное), так что закончил уже шепотом. Но в какой-то момент ему не хватило кислорода, голова закружилась, и он свалился в обморок. Со сцены его вынесли. Когда я слушал эту историю, то стало грустно и смешно одновременно. То, что не сделал отец на сцене, я довел до конца. Сын за отца в ответе!
- Амплуа артиста легкого жанра сразу сложилось или все же хотелось быть героем-любовником?
|
- Всегда хотел играть в комедии. Мне нравится, когда люди смеются. Очень важно, что мы говорим со сцены, какой заряд энергии посылаем зрителю. Ведь нам неплохо платят. Какая ответственность должна быть! Значит, зрители должны уходить со спектаклей в отличном настроении. Поэтому спасибо Богу, что дал мне возможность играть в таких спектаклях, как «За двумя зайцами», «Шельменко-денщик», «Любовь в стиле барокко», «Пигмалион». К тому же я потрясающий герой-любовник в роли Голохвастова! И с Натальей Сумской в «Пигмалионе» мы жарко целуемся.
- Святой Николай вам подарки под подушкой оставлял?
- Нет, отец коммунистом был, в церковь нельзя, поэтому просто ждали Новый год. Да и на Новый год каких-то подарков особенных не было, спасибо родителям за конфеты. А моей главной игрушкой стал отцовский ремень, которым он меня однажды и отлупил.
- За что?
- Я украл у него папиросы «Беломорканал» и курил их на огороде за домом. Слышу, кто-то меня за шиворот тащит: это отец с работы раньше времени вернулся! Не курю до сих пор!
«Мама мечтала, чтобы я стал председателем колхоза»
- А вы с братом дружили?
- Дружили, но разница в 12 лет давала о себе знать. Он меня отговаривал: зачем тебе быть артистом, стань лучше агрономом. А мама мечтала, чтобы я стал председателем колхоза. Она считала, что при мне мужики в селе перестанут пить водку. А брату спасибо, что в дуэте со мной спел песню «Смерека». Это был такой толчок! Я до этого петь очень любил, только стеснялся. Но Коля заставил поверить в себя, и я с тех пор не только играю на сцене, но и пою.
Вспоминая юность нашего героя, мы оказались около памятника Глинке в Мариинском парке. Интересно, что мы оба даже не подозревали о его существовании. Сопровождающая нас собака с восторгом бегала вокруг монумента.
- А ведь у меня есть музыкальное образование, - похвастался Анатолий. - Отходил пять лет в школу по классу баяна.
В десяти метрах от Глинки мы наткнулись еще на одну парковую скульптуру знаменитой оперной певицы.
- С ее именем в нашем театре связаны интересные воспоминания, - смеется Гнатюк. - Рядом с нами по улице Марии Заньковецкой в продуктовом магазине была кофейня, где собирались наши актеры. Обсуждали футбол, новые спектакли. Туда любили заходить Ступка, Бенюк, Хостикоев. Словом, все наши звезды. Устраивали на ходу мизансцены, рождались шутки-прибаутки. Это был еще один театр...
С этими словами Гнатюк выхватил метлу у женщин, убиравших в парке снег, и устроил мизансцену прямо на природе. Впрочем, те не испугались, а предложили еще и полетать на их орудии труда. Скоро ведь Новый год, когда возможны любые чудеса!