Работа киевской «скорой» - на грани остановки. Медперсонал не в шутку готовится к забастовке. Массово увольняются врачи, фельдшеры и санитары. По словам работников подстанций скорой помощи, которых в столице 16, персонал уходит в первую очередь из-за низкой зарплаты…
Инъекции и кардиограммы делают студенты
Мы отправились на одну из подстанций «скорой», чтобы разобраться в ситуации.
- У нас наступили трудные времена, - рассказал «Комсомолке» врач, не пожелавший назвать своего имени. - Работа стрессовая, часто неблагодарная. Не все выдерживают. В напряженное время на бригаду приходится по 15 выездов в сутки! Половину больных кладут в больницы. Статистика показывает, что в такие дни бригада находится на станции всего 2-3 часа в сутки (чай попить некогда!). Очень часто и по ночам бригады работают без заезда на подстанцию, с одного вызова отправляются сразу же на другой.
Такая интенсивность работы просто выматывает медиков. А если учесть, что большинство из них женщины и в некоторых бригадах водитель - единственный мужчина, то вообще кошмар! Часто женщинам приходится и медицинскую помощь оказывать, и больных на носилках нести к машине…
И все бы еще ничего, но работать за копейки на износ люди просто не в силах.
- У меня ставка всего 824 гривны, - говорит Николай, фельдшер «скорой». - А из-за 16-процентной инфляции зарплата нещадно понизилась. Кадры бегут. Доходит до того, что студенты, которым пока положено только ящик с лекарствами носить, делают инъекции и кардиограммы!
Врачей от 30 до 40 лет в «скорой» нет
Примечательно, что большинство врачей - люди среднего и пенсионного возраста. Среди молодых - разве что студенты, подрабатывающие в качестве медсестер и фельдшеров, недавние выпускники медучилищ.
- Но они при первой возможности уходят в другие области медицины, где работа более спокойная и денежная, - рассказывает врач-реабилитолог Оксана Федоровна. - А молодые доктора у нас вообще редкость. Интерны, которые проходят практику на «скорой», получают 380 гривен, они вынуждены работать по совместительству в других местах, и как только заканчивается срок интернатуры, сразу же увольняются.
По словам медиков, на «скорой» образовался кадровый провал: нет врачей в возрасте от 30 до 40 лет - людей самого активного возраста, полных сил и энергии, обладающих достаточным врачебным опытом.
- Не исключено, что лет через десять, если ситуация не изменится, наши бригады вообще останутся без врачей, - резюмировала наша собеседница Оксана Федоровна. - Поэтому, скорее всего, нам придется выйти на забастовку.
«Умирать людей не бросим»
Мы связались с Александром ТКАЧЕНКО - главврачом киевской Больницы скорой помощи.
- Не слыхал о грядущей забастовке, - сказал он. - Сотрудники нашей больницы бастовать точно не собираются. Возможно, это служба скорой помощи. Но они к нам отношения не имеют.
Лариса КАНАРОВСКАЯ, представитель киевского профсоюза медиков Украины, считает, что ситуация с финансированием медицины на сегодня просто ужасная. Но пока окончательного варианта, как будет проходить забастовка или митинг, нет.
- Нынче рядовой врач получает меньше кондуктора или дворника, - утверждает Канаровская. - Мэр обещал дать медикам надбавку, но ее так никто и не дождался. И ведь учтите, что за 2008 год зарплату задерживали 4 раза! У нас острая нехватка кадров, около 4000 врачей. В августе мы уже выходили на митинг, но это ничего не дало. Есть разные варианты забастовки. Но умирать людей все равно не оставишь, кому-то придется работать, несмотря ни на что…
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Александр НИКИТИН, адвокат:
- По нашим законам, работники служб чрезвычайной помощи права на забастовку не имеют. Представьте, что будет, если, к примеру, все сотрудники милиции в один прекрасный день просто не выйдут на работу. Со «скорой» аналогичная ситуация. Хотя Конституция гарантирует каждому работнику право на проведение забастовки для защиты своих экономических и социальных интересов. В то же время в Законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» сказано, что проведение забастовок запрещается при условии, что невыход работников на работу создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или мешает предотвращению стихийных бед, аварий, эпидемий, катастроф и их последствий. Поскольку забастовка медиков «скорой» ставит под угрозу жизнь и здоровье киевлян, им бастовать по закону нельзя. Акции протеста может организовать только технический или обслуживающий персонал.