Украинцы, как и все европейцы, ломают сегодня голову, как сберечь денежки от ловушек финансового кризиса. Бизнесмены задумались о спасении своего бизнеса. А ювелирные салоны не успевают пополнять свои золото-бриллиантовые запасы. Ведь спрос на драгоценности сейчас огромный…
Лишь бы «камешек» побольше
Первым делом мы отправились в центр посмотреть драгоценности. На витринах ювелирного магазина на ул. Богдана Хмельницкого серьги с изумрудами, подвески с сапфирами, браслеты с рубинами. А вот спрашивают в основном кольца с бриллиантами.
- Подайте-ка мне вон то колечко, похожее на цветок, - просит продавца мужчина лет сорока. Цена колечка, кстати, 7 тысяч гривен. Недешево.
- Эх, если бы не кризис, и не подумал бы брать, - вздыхает мужчина. - Мне зарплату на прошлой неделе урезали аж на 20 процентов! Вот я и решил прикупить драгоценности на черный день.
Работники ювелирных магазинов сегодня озадачены одним: как побыстрее пополнить золотой запас прилавка.
- Октябрь всегда был мертвым месяцем для продаж, - говорит Светлана Клименко, директор одного из ювелирных магазинов столицы. - Как правило, все деньги народ растратил в летних отпусках, да и праздники не скоро. Но в этом году продаем на 15-20 процентов больше! Причем интересуются в основном бриллиантами.
Есть манто, да по цене не то
Следующая наша остановка была вблизи ст. метро «Контрактовая площадь». Двухэтажный магазин, где продают меха и дубленки. Вешалки трещат от обилия одежды.
Но покупателей всего человек пять. Да и то по дорогим шмоткам проводят лишь взглядом.
- Клиентов совсем мало, - жалуется продавец Марина. - А ведь начало сезона, скоро зима. В октябре люди, наоборот, стараются прикупить обновку. Но в этом году, особенно к дорогому товару, подходят редко. Несмотря на реплику продавца, администрация магазина вовсю попыталась нас убедить, мол, продажи не то что не упали, а даже выросли!
- По сравнению с прошлым годом наши продажи просто блеск, - уверял нас администратор. - А то, что людей нет, - это впервой…
Турпоездки не в фаворе
А вот туристические компании готовы бить тревогу. Если еще месяц назад это был чуть ли не самый прибыльный бизнес, сегодня владельцы «агентств отдыха» готовы сделать горящими чуть ли не все свои туры.
- С прошлой осенью нечего даже сравнивать, спрос совсем не тот, - жалуется Марина Косырь, менеджер туристического агентства «Айва тур». - К 15 октября прошлого года практически все новогодние туры были раскуплены. Сегодня не продали и половины. Думаю, это связано с нестабильностью на фондовом рынке. Люди каждый день теряют свои деньги, и им не до отдыха.
Несмотря на мировой кризис, в удовольствии хорошо покушать наш человек отказывать себе не спешит.
- Людей у нас меньше не становится, - с радостью сообщает администратор ресторана «Винтаж». - По-прежнему в выходные заказать столик у нас очень сложно. Да вот только у официантов беда: раньше клиент мог оставить и 500 гривен, сейчас же и полтинник считаем за счастье.
Как выяснилось, люди не экономят на ресторанах и фастфудах, а вот домашние питомцы уже сполна ощутили финансовый кризис. Ведь посетителей в зоомагазинах заметно поубавилось.
- Людей стало в два раза меньше, - жалуется Галина Лучак, продавец магазинчика «Все для животных», что в Святошине. - А те, кто и захаживает к нам, особо тратиться не хотят. Если раньше наши постоянные клиенты брали по две-три банки корма, то сейчас только одну. Если дальше так будет продолжаться, мы и сами скоро завоем!
|
«Вы уволены!»
В Америке куча компаний лопнули в одночасье. Очереди на биржу труда уже огибают кварталы.
- У нас пока до этого не дошло, - говорит директор кадрового агентства Apriori Дмитрий Лебедев. - Но, как известно, кризис в нашей стране наступает немного с опозданием. Потому можно предположить, что многие компании уже скоро превратят слухи о грядущем увольнении в реальность и сократят часть своего персонала. В области огромного риска компании, которые работают в сфере банковских услуг, а также строительные и инвестиционные фирмы. В основном сокращение может коснуться офисных сотрудников. Полетят головы и потенциально хороших кадров. Это люди, которые вроде бы хороши, но еще не достаточно проявили себя. В условиях кризиса они - балласт для компаний.
Тем, кто сегодня попал под сокращение, не позавидуешь. Ведь, по словам Дмитрия Лебедева, новые работники сейчас мало кому нужны.
Простым киевским работягам бояться пока нечего. Конечно, все больше компаний сегодня сокращают объемы производства и замораживают проекты до лучших времен. Но поскольку производство у них в регионах, без работы останутся тамошние сотрудники. Что касается «заморозки» строительных объектов, то тут не повезло приезжим строителям. Их первыми попросят из столицы. Киевляне же пока не в зоне риска.
- К нам очередей пока нет, - говорит Алексей Лушпа, сотрудник госслужбы занятости. - Как и прежде, у нас поступает около 3 тыс. обращений. Среди работодателей устойчивый спрос на водителей, которых в Киеве очень не хватает. В большом количестве нужны охранники, продавцы в крупные супермаркеты.
Есть компании, которым финансовый кризис оказался только на руку. Если большинство руководителей то и дело думает, как сократить штат своих сотрудников, фирмы, устанавливающие в квартирах личные сейфы, лихорадочно набирают дополнительный персонал.
- Мы развешиваем объявления, обращаемся на биржу труда, размещаем информацию в Интернете - нам нужны люди, - говорит менеджер охранного агентства «Топиос» Алексей Чайда. - После того как люди услышали о финансовом кризисе, они тут же бросились забирать свои сбережения из банков. А чтобы хранить денежки дома было безопасней, нужно раскошелиться на дорогой сейф. Столько заказов у нас отродясь не было.
Прогнозируют спрос на свои услуги и коллекторские агентства (организации, которые занимаются возвратом просроченных платежей недобросовестных плательщиков по кредитам).
- Из-за кризиса пострадают большинство топ-менеджеров, - говорит специалист коллекторского агентства Дмитрий Федоренко. - Эти люди живут в основном за бонусы, которые последнее время существенно упали. Мы прогнозируем в скором будущем увеличение невозврата кредитов и долгов.
По словам Дмитрия Федоренко, несмотря на увеличение спроса на их услуги, набирать новый персонал они не будут. Скорее, увеличится нагрузка.
КОММЕНТАРИЙ ЭКОНОМИСТА
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: «Хочется гульнуть напоследок!»
- Спрос на ювелирные украшения легко понять. Народ не понимает, во что верить в условиях, когда и гривна ослабевает, и доллар с евро нестабильны. Кроме этого, финансовая система расшатана. Поэтому люди ищут пути, как сохранить свои сбережения. Так что мы снова возвращаемся к золотому тельцу. Снижение спроса на дорогие турпутевки и шикарные шубы тоже вполне объяснимо. Это естественное поведение людей, которые хотят попридержать свои денежки. В условиях кризиса так действуют все. Вместе с тем продукты как покупали, так и будут покупать. Во-первых, кушать-то хочется! А во-вторых, реальный уровень доходов пока ощутимо не сокращается. Поэтому потребление остается на прежнем уровне. А вот в рестораны, я думаю, ходить будут больше. Ведь хочется гульнуть напоследок!