- Первый в Украине Дом моделей одежды открылся в Киеве в 1944 году. Представьте, освобожденный Киев лежит в руинах. Красивой одежды нет как таковой. В общем-то, никакой нет - киевляне ходят в военной форме и довоенной одежде. Министерство легкой промышленности УССР принимает решение: людей нужно одеть, - рассказывает "КП" в Украине" основатель Фонда истории моды Украины 2-й половины ХХ века им. Герца Мепена Татьяна Бобченко-Небиеридзе.
Мы пьем кофе в одном из столичных кафе на Подоле. Вокруг масса девушек модельной внешности с пресловутыми "90-60-90". Но 72 года назад, когда на улице Горького открылся Дом моделей, подобрать подходящие кадры было очень сложно - девушки были ниже и полнее.
|
Приносили свои машинки и утюги
Первое время Киевский дом моделей одежды существовал более чем скромно - занимали пару комнат. Там собрались энтузиасты - портные работали на собственных швейных машинках и со своими утюгами. Но со временем здесь собрались лучшие конструкторы и модельеры, была создана единственная на всю Украину, Россию и Белоруссию текстильная лаборатория с самым современным оборудованием. Главной задачей, которую поставило правительство, была разработка всего ассортимента моделей одежды для швейных фабрик Украины и Молдавии.
А попутно - и пропаганда советской моды. Уже в 1950-х годах предприятие принимало участие в международных выставках и ярмарках.
- Главным художественным руководителем в то время был Лазовский - блистательный модельер и конструктор, который получил образование в Париже. Главным конструктором стал Гинзбург, - рассказывает Татьяна Бобченко-Небиеридзе.
Вся страна ходила в "трех фасонах"
В 1950-х годах Дом моделей перебрался в большое помещение на улицу Ленина (сейчас - Богдана Хмельницкого).
- Сейчас в этом помещении офис "Нефтегаза". Мы тогда занимали весь первый этаж здания - с уютным демонстрационным и выставочным залами, с роскошными зеркалами в рамах с резьбой и мебелью, обтянутой бархатом. В демонстрационном зале еще была небольшая сцена, а за ней - рабочее место для манекенщиц. Девушки там гримировались, обедали, переодевались, проводили примерки, - рассказывает Татьяна Бобченко-Небиеридзе.
В этом же здании находилось и несколько пошивочных цехов.
- У нас они назывались "первый" и "второй" цеха. В первом шили пальто и костюмы - верхнюю одежду. Во втором - платья и костюмы из легких тканей: шелка, крепдешина, хлопчатобумажных тканей и т.д. Когда я пришла в Дом моделей, это был большой коллектив профессионалов: 20 художников-модельеров и 50 конструкторов высочайшего класса, - рассказывает искусствовед. - Дом моделей имел свою мини-фабрику - "опытное производство", которое тиражировало одежду из наших коллекций. Наряды продавали в магазине "Новинка" на площади Толстого.
Позже, 1980-х годах, для Дома моделей построили семиэтажное здание на ул. Шота Руставели, 16. Его возводили полтора года, и обошлось здание в два с половиной миллиона советских рублей. На тот момент на предприятии работали около 500 человек, и чтобы ускорить процесс, каждый отработал на стройке 30 часов. Там были выставочные залы, подиумы, цеха, шились так называемые промышленные коллекции (1200 единиц в год) и выставочные коллекции (300 единиц).
- За каждым крупным Домом моделей Украины были закреплены разные регионы республики со своими швейными фабриками. Для них создавали специальные коллекции, которые мы называли "промышленными". Фабрики не всегда могли точно воспроизвести наши модели из-за низкого технологического уровня, устаревшего оборудования и огромного плана, который нужно было выполнять. И весь СССР ходил в "трех фасонах пальто и трех фасонах юбок". А Дома моделей создавали прекрасные коллекции. Поэтому разговоры о том, что в СССР моды не было, не верны, - уверена Татьяна Бобченко-Небиеридзе.
|
Среди клиентов - жена Щербицкого
В Киевском доме моделей одевались и первые леди республики. Модные показы посещали жены первых секретарей ЦК КПУ Ираида Шелест, Рада Щербицкая, певица Евгения Мирошниченко, зампредседателя Совмина УССР Мария Орлик, зампред Киевсовета Галина Менжерес, бывала и Раиса Горбачева.
- Наши модельеры получали из Всесоюзного дома моделей буклеты, в которых указывались основные тенденции на год: стиль, основные силуэты, конструкции. И поскольку у нас были руководители со связями, то мы получали журналы мод из-за рубежа, - рассказывает Татьяна Бобченко.
Ежегодно в Москве проходило эстетическое совещание по вопросам моды, где собирались представители всех ведущих Домов моделей страны. Несколько дней слушали лекции, просматривали коллекции и показывали свои. Знакомились с переводами из различных зарубежных журналов и получали брошюры-руководства к основным тенденциям на будущий год.
В Киеве в Доме моделей бывали Эмилио Пуччи и Пьер Карден. Кутюрье высоко оценил украинские коллекции и даже предложил провести совместные показы в Европе. Но дело до этого так и не дошло.
Приглашали в Киев и Славу Зайцева, который после скандала с коллекцией "Красный выход" попал в опалу, и он даже согласился на переезд в Киев, но власти в Москве одумались и не отпустили модельера.
В ТЕМУ
Манекенщиц порой искали на улицах
- У манекенщиц был очень напряженный график работы. Дефиле проводили по средам, четвергам и пятницам. В зале на 200 человек на улице Богдана Хмельницкого, а позже - и на 400 человек на Шота Руставели свободных мест не было, - рассказывает Татьяна Бобченко-Небиеридзе.
Цена билета - два рубля. Для примера: билет в ложу Киевского оперного театра стоил 2,50. После просмотра зрители могли перейти в выставочный зал, где на манекенах висели наряды, тут же продавались зарисовки с выкройками.
В штате Киевского дома моделей работали всего десять манекенщиц.
- Мы давали объявления в "Вечерний Киев" о наборе в Дом моделей. На отбор приходили несколько сотен девушек, случалось, не подходил никто. Некоторых находили на улицах - буквально выдергивали из толпы. Средний рост девушки в те годы был до 165 см, а нужно - 175, а лучше - выше, - вспоминает Татьяна Бобченко-Небиеридзе. - Естественно, что помимо роста манекенщица должна была быть привлекательной, стройной, худощавой, уметь держаться на сцене. Наши манекенщицы были несколько объемнее, чем зарубежные. В показах участвовали модели от 38-го до 56-го размера и самого разного возраста. Когда к нам приезжали с коллекцией зарубежные дизайнеры, они не всегда могли демонстрировать их одежду. Моду в те годы старались приблизить к обычным людям, которые не всегда молоды и стройны.
Кроме того, биография должна была быть кристально чистой до третьего колена. Иначе за рубеж не выпускали.
Зарабатывали манекенщицы не много - всего 90 рублей. Для примера: зарплата инженера была 120, а мастера на заводе - 350 рублей. Но никто не жаловался - жизнь девушек была наполнена путешествиями, съемками и интересными знакомствами.