Человек, ставший легендой
Среди многих киевских топонимов, подлежащих теперь замене, оказалась и "улица Ванды Василевской". Известная писательница польского происхождения, жившая в Киеве, не выдержала испытания "законом о декоммунизации": к сожалению, она в свое время оказалась одной из "первых учениц" идеологической школы сталинизма. И вот представители польской общины выступили с инициативой - дать улице новое название в честь Януша Корчака.
|
Это имя, без преувеличения, известно всему миру. Польский писатель, педагог и врач Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт) много лет руководил в Варшаве приютом сирот, был автором нескольких ценных трудов на темы воспитания и замечательных детских книг. Самое популярное его произведение - дилогия о короле Матиуше I, настольная книга вот уже нескольких поколений наших детей. Трагическая судьба самого Януша Корчака, в грозные дни не покинувшего детей и погибшего вместе с ними в печи нацистского концлагеря, давно вошла в легенду.
Киевляне могут гордиться тем, что в 1915-1917 годах Корчак приезжал в наш город, здесь он некоторое время жил, работал в местном приюте, написал известную книгу "Как любить детей". Разумеется, переименование улицы Ванды Василевской в улицу Януша Корчака не вызвало никаких вопросов у столичной Комиссии по вопросам наименований, а предусмотренное на этот счет общественное обсуждение в виде интернет-голосования показало поддержку на уровне 70% участников. Но среди тех, кто остался в меньшинстве, вызрело сопротивление. Некоторые обитатели улицы Ванды Василевской желают жить не на улице Януша Корчака, а на улице Мариинской - согласно ее названию на старых планах.
Храм "ангела Государыни"
Инициаторы возвращения Мариинской улицы убеждены в том, что прежний топоним отражает название приходского храма Шулявки - церкви Марии Магдалины. Что ж, это вполне возможно, хотя церковь стояла на противоположной стороне Брест-Литовского шоссе (теперь проспект Победы). Внушительный каменный храм, увенчанный пятью главами в "русском стиле", с пристроенной шатровой колокольней был возведен в 1885-1887 годах военным инженером Вадимом Катериничем. К сожалению, теперь его можно себе представить только по старым фото: в 1935 году шулявскую святыню разобрали, одновременно возводя на ее участке новое здание школы - сейчас это лицей № 142.
Но попробуем ответить на вопрос: почему жители Шулявки решили назвать свою церковь именно в честь святой равноапостольной Марии Магдалины? Как явствует из документов, представители населения попросту выразили таким способом свои "верноподданнические чувства". Ведь церковный праздник Марии Магдалины - 22 июля по старому стилю - был одновременно днем именин царицы Марии Федоровны, в ту пору супруги державного монарха Александра III. Киевский городской голова Иван Толли так и докладывал митрополиту Платону в июне 1885 года, в своем письме сообщая владыке о поступлении необходимой суммы "для построения церкви на Шулявке во имя Св. Равноапостольной Марии Магдалины - ангела Государыни Императрицы". К слову, для прихожан такой выбор сулил выгоду: ведь "день тезоимеництва ее величества", на который приходился отныне храмовый праздник, автоматически объявляли в Российской империи "неприсутственным", то есть выходным.
Само собой понятно, что, нанося на карту города Мариинскую улицу вблизи церкви, "отцы города" точно так же держали в уме царицыны именины. Таким образом, есть все основания причислить этот сакральный топоним к тем названиям, которые прямо или косвенно прославляли династию Романовых.
|
Улица с недолгой историей
Самое любопытное, что при царизме улица Мариинская существовала… только на бумаге. Так уж вышло, что городской землемер Иван Таиров в 1900 году наметил ее в числе других перспективных магистралей для освоения пустопорожней, овражистой городской земли между Лукьяновкой и Шулявкой. Да только реальные усилия по застройке этого места не сразу были предприняты, так что полноценной Мариинской улице, нанесенной на карты города, соответствовала в натуре тропа через пустырь. Реальные кварталы сформировались лишь на небольшом отрезке, получившем в 1910-е годы временное название "Песчаный переулок".
И только лет двадцать спустя Мариинская улица снова появилась на планах. К тому времени про царицу Марию Федоровну и ее связи с Киевом уже забыли, а церковь на Шулявке вскоре снесли. Застройка же вдоль основной части улицы появилась и того позже - в послевоенные десятилетия. Уже в процессе строительства, в 1967 году, ей присвоили имя Ванды Василевской.
И вот теперь многие тамошние жители требуют: "Хотим Мариинскую! Хотим вернуться к историческим истокам!" Конечно, каждый вправе участвовать в определении названия своей улицы, да только не все, должно быть, представляют себе, что "исторические истоки" довольно-таки неглубоки.
Не то чтобы мы призывали вообще напрочь забыть о тех временах, когда Киев был губернским городом Российской империи. К примеру, с Мариинским парком киевляне прекрасно свыклись. Но ведь хорошо известно, что царица Мария Александровна, жена Александра II, сама была инициатором насаждения этого прекрасного оазиса на старом плацу, то есть у исторического имени парка есть весомые основания. А в случае Мариинской улицы, как и церкви Марии Магдалины, главным побуждением для их названия был элементарный прогиб тогдашних горожан перед российской царской властью.
|
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Наша песня хороша…
Когда этот материал уже готовился к печати, участников очередного заседания городской Комиссии по вопросам наименований ознакомили с обращением представителей польской общины, которые "с целью предотвращения конфликтной ситуации" отозвали свое предложение о переименовании улицы Ванды Василевской в честь Януша Корчака. В то же время с учетом всех обстоятельств едва ли Комиссия поддержит возвращение топонима "Мариинская". Таким образом, поиск будущего названия улицы в результате протестов заходит на новый виток - с абсолютно непредсказуемым результатом.