Памятники, оказывается, устанавливают не только людям, но и… паровозам, автомобилям и даже мусоровозам! «Комсомолка», продолжая свой сериал о необычных монументах столицы, решила поискать такой транспорт на наших улицах.
Трамвай
На улице Фрунзе, 132, у входа в Подольское трамвайное депо, стоит небольшой трамвайный вагон модели КТВ-552. Установлен он в 1985 году. Подобные вагоны пришли на смену дореволюционным бельгийским. Данный трамвай сделан на Киевском заводе им. Дзержинского в 1937-1939 годах, а работал по маршруту №17: вокзал - Бессарабка. После аварии в 1949 году трудяга возил пассажиров в Конотопе, а в 1977-м вернулся в Киев, где его отреставрировали и вскоре поставили на постамент. Как рассказала нам директор Киевского музея транспорта Лидия Архиповна, этот трамвай установили в честь 55 погибших в Куреневской трагедии в 1961 году сотрудников Подольского депо.
Паровоз «Феликс Дзержинский»
Памятник погибшим железнодорожникам - паровоз «ФДП» («Феликс Дзержинский пассажирский»), что на площади Кривоноса, около Центрального железнодорожного вокзала. Раньше этот паровоз именовали «Иосиф Сталин». И только в годы борьбы с культом личности решили назвать «Феликс Дзержинский пассажирский».
Установлен он на постамент в 1985 году. Со временем пропала надпись: «Наш паровоз вперед летит, в коммуне остановка, иного нет у нас пути…»
Главный автор проекта - архитектор Николай Кислый.
Освободителям Киева
Многие, наверно, и не слышало о существовании памятника автомобилистам, погибшим при освобождении Киева. Потому как находится он на околице столицы - в районе Южной Борщаговки, на улице Симиренко, 21.
Возведен он примерно в те же годы, что и сам массив. Во время стройки рабочие наткнулись на братскую могилу, где покоились 74 бойца, погибших в 1943-м при освобождении Киева. И решили соорудить такой памятник - в рамках программы к 40-летию Победы.
На переднем бампере джипа «Виллис», отлитого в бронзе, сидит солдат с поникшей головой. Авторы проекта - архитекторы Николай Кислый, Владимир Скульский и скульптор Владимир Чапелик. В 1994 году кто-то украл с могилы бронзовую табличку с именами солдат. По сей день ее никто не восстановил, и могила стала безымянной.
Воины-автомобилисты
В том же 1985 году на постаменте у клуба им. Фрунзе (ныне Дом детского и юношеского творчества) установили «ЗиС-трехтонку». Принимала ли эта машина непосредственное участие в боевых действиях, точно не известно. Автомобиль был найден в конце 70-х на обувной фабрике. Там старичок исправно трудился, перевозя материалы.
Историки утверждают, что грузовик изготовлен примерно в 1940-1941 годах. В недалеком прошлом у военных автомобилистов была традиция - в День Победы они приезжали к памятнику и под грохот оркестра возлагали цветы. В 2006-м ЗиС таинственным образом исчез. И вернулся на прежнее место только через полгода, после протестов ветеранских организаций. Памятник воинам-автомобилистам находится в районе Московской площади, на проспекте 40-летия Октября, 22. Авторы - архитекторы Николай Кислый и Владимир Новгородский.
А КАК У НИХ?
В России насчитывается около десятка памятников прославленному танку Т-34, а также знаменитой «полуторке» и автомашине ВАЗ-2101, вазовской «копейке».
Например, в Омске есть памятники вертолету Ми-8, грузовику ЗиС-5, паровозу «Эр» 1953 года, танку Т-34, а памятник трамваю подвешен в воздухе и разукрашен во все цвета радуги. Памятники автобусу ЛиАЗ-677 и ЛиАЗ-158 можно встретить в Волоколамске Московской области.
«Запорожец»
Памятник горбатому «Запорожцу», ЗАЗ-965, стоящий возле Транспортно-экономического колледжа, что на Васильковской, 20, уже давно стал киевской достопримечательностью. Его автор, Владимир Стешенко, придумал формулу, по которой «Запорожец» не может стоить дороже тысячи бутылок водки. Так и было в 60-х - водка стоила 1 рубль 80 копеек за бутылку, первый ЗАЗ - 1800 рублей. На табличке возле потрепанного старичка отечественного автопрома еле видна надпись: «ЗАЗ-965. Первый украинский легковой автомобиль». Как рассказала нам директор колледжа Наталья Шульга, автомобиль установлен на постамент в связи с 60-летием колледжа в 2004 году силами студентов и преподавателей.
Мусоровоз на постаменте
Мусоровоз, рвущийся в небо, находится на границе Виноградаря и леса, между Берковецким кладбищем и Синим озером. Как гласит надпись на табличке, «Мусоровоз КО-413 был воздвигнут в апреле 2004 года в честь трудовых заслуг работников санитарной очистки Украины, в связи с 35-летием Киевспецтранса и 10-летием создания Украинской ассоциации автопредприятий санитарной очистки».
Однажды двое молодых людей, изрядно выпив, попытались его угнать. К счастью, им не удалось забраться в автомобиль.
ОФИЦИАЛЬНО
Руслан КУХАРЕНКО, начальник столичного главка охраны культурного наследия:
- Традиция ставить памятники технике, особенно участвовавшей в ВОВ, началась в СССР в 80-х годах. К 40-й годовщине Победы, в 1985 году, действовала программа монументальной пропаганды, включающая в себя установку памятника воинам-автомобилистам, монумента погибшим железнодорожникам - паровоза «Феликс Дзержинский», освободителям Киева. Многие из них установлены отдельными предприятиями, к примеру, памятник трамваю возле Подольского трамвайного депо.
МОНУМЕНТ ПЕРВОМУ ТРАМВАЮ
В 1992 году на Почтовой площади в Киеве, установлен памятный знак в честь столетия первого трамвая. Первый в Восточной Европе, и тогдашней Российской империи, трамвай пробежал в Киеве, в феврале 1892 года, от Европейской тогда Царской, до Контрактовой тогдашней Александровской площади, а первого июня (14 по новому стилю) открылся соответствующий пассажирский маршрут. Организатором стало «Общество киевской городской железной дороги» с мажоритарными акционерами якобы в лице инженера Аманд Струве, автора водопровода и газового освещения в столице, а также сахарозаводчика Лазаря Бродского.