За староукраинскую речь семинаристов секли розгами

За староукраинскую речь семинаристов секли розгами

Еще 200 лет назад студенты семинарии ели хлеб и кашу. А такая сервировка в столовой им даже не снилась.

Первый раз в первый класс

Это сейчас Киев - центр науки и образования Украины. А 400 лет назад прогресс обходил стольный град стороной. И когда в Вильнюсе и Львове уже давно изучали грамоту в братских школах, в Киеве о такой роскоши и думать не могли. Первый раз двери Киевской братской школы открылись для мальчишек осенью 1615 года. 

 - Первые два века своего существования Братская школа, а потом и Киево-Могилянская коллегия, в которую она переросла, были заведениями архаичными, - рассказывает проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии и семинарии, кандидат богословия и исторических наук Владимир Бурега. - Вступительной кампании вообще не было. Любой желающий мог прийти и сказать: хочу учиться! Причем его брали. В итоге публика на курсах собиралась разношерстная - разный возраст, разные уровни знаний.

Кое-какая традиция приема в школу все-таки была: новеньких отправляли к префекту (второму человеку после ректора, который курировал учебный процесс). Тот проводил собеседование: узнавал, умеет ли "абитуриент" читать, писать, в каких науках обознан. И в зависимости от результата распределял по курсам. Ученик "нулевой" - идет в первый класс, уже что-то знает - во второй или третий. Кстати, несмотря на то что учебный год в школе начинался 1 сентября, новеньких брали и в октябре, и вообще посреди года.

1712. Вот так выглядел урок в Киево-Могилянской академии 300 лет назад.

В начале XIX века все изменилось благодаря образовательной реформе Александра І. Духовную школу поделили на три звена: низшее - училище, среднее - семинария и высшее духовное образование можно было получить в академии. В семинарию теперь допускалось исключительно духовное сословие - дети попов, служителей церкви. И к вступительным экзаменам, как и к выпускным, стали относиться серьезнее. 

Кстати, в наше время в семинарию ждут только выпускников школ. Дальше - как в универе: сначала четыре года обучения на бакалавра, потом еще два - в магистратуре и последние три, для получения ученого звания, - в аспирантуре. 

Четыре языка - за четыре года

Чему учили школьников и семинаристов за эти 400 лет? В разные периоды - разному. К примеру, в первые пару веков работы киевские учебные заведения вообще сложно назвать духовными. То есть готовых служителей церкви из них не выпускали - просто учили всему понемножку.  

 - В XVIII веке Киево-Могилянская академия хоть и существовала на церковные средства и содержалась при монастыре, но исключительно богословское образование не давала. Это было единственное высшее учебное заведение, полный курс обучения в котором длился 12 лет! - рассказывает Владимир Бурега. - Человек мог поучиться, бросить академию, через три года опять вернуться. Образование подчас растягивалось на полжизни. Академисты приходили детьми, а уходили взрослыми 30-летними дядьками. Главной задачей тогда было подготовить разносторонне образованного человека, который мог сделать и военную, и политическую карьеру. 

1840. Первая духовная школа Киева находилась на Подоле при Киево-Братском монастыре. 

За первые четыре года обучения даже юноши, не умевшие читать и писать, должны были овладеть староукраинским (не путайте с современным украинским), церковнославянским (языком церковной книги) языком и латынью. А в XVII веке - еще и польским, ведь Киев тогда был частью Речи Посполитой. 

 - В XVII - XVIII веках образование в академии имело острую филологическую наклонность. К примеру, история важным предметом вообще не считалась - ее изучали по остаточному принципу. Зато здесь изучали церковное пение и инструментальную музыку. 

В современной духовной семинарии учат древнегреческий (язык Нового Завета), латинский и английский языки. После пар на факультативах студенты могут факультативно изучать новогреческий и древнееврейский языки, а также язык жестов - ведь для людей с проблемами слуха тоже ведутся службы. Только особые - с сурдопереводом. 

Жизнь древних студентов: голод и холод

Идешь сейчас мимо красивых старинных зданий семинарских общежитий на территории Кие­во-Печерской лавры, и дух захватывает - высокие потолки, стены шириной в метр, уютный свет в окошках. И конечно же, пакетики с заботливо приготовленной мамой едой за оконной рамой - чтобы не испортилась.

Так вот, 400 лет назад о такой роскоши семинаристы и мечтать не могли. Честно говоря, они вообще о любой роскоши и чем-то, слегка напоминающем комфорт, даже не думали. Попасть в общагу (тогда бараки, где жили учащиеся, назывались бурсами) считалось большой удачей. 

- Учеба в духовных школах всегда была бесплатной. Слушай лекции, ходи на занятия - сколько душе угодно. Здесь другой вопрос - кроме учебы, студентам еще нужно было что-то кушать, где-то жить, одеваться, - рассказывает Владимир Викторович. - В XVII и XVIII вв. большинство учащихся были из бедных семей - в школу могли прийти и дети крестьян, и мещан, и казаков, и духовенства. Мест для всех в бурсе, которая тогда находилась в деревянном здании на Подоле, не хватало - ведь в 1700 году, к примеру, Киево-Могилянская коллегия насчитывала 2000 студентов. 

Холодно и голодно - вот так можно охарактеризовать жизнь "бурсаков" в первые десятилетия жизни духовных школ Киева. Помните, как у украинских 

классиков: чтобы отдать ребенка в школу, ему отдавали единственную пару обуви, и всей семьей жили впроголодь, чтобы прокормить в Киеве подающего надежды сына.

 - Начиная с XVII и до первой половины XIX века среди студентов была довольно высокая заболеваемость и смертность, - говорит Бурега. - За год по 5-6 студентов погибало. Представьте себе, в каких условиях жили мальчишки - гигиены никакой, комнаты переполнены, надзор - нулевой, а уровень жизни - крайне низкий. 

1950. Чтобы радовать прихожан пением, семинаристы репетируют долгими часами.

Но в бурсу все студенты все равно не помещались, приличная часть в XVIII веке снимала углы в домах на Подоле - поближе к школе. Как правило, ребята жили в зданиях при приходских церквях. А свой постой и кормежку отрабатывали пением в храмах и преподаванием в школах. К слову, та самая первая бурса до нынешних времен не дожила - деревянное здание сгорело во время огромного пожара на Подоле в 1811 году. 

- В XIX веке за учебу тоже не платили. Плюс установили четкое количество стипендий - казенных мест, как их называли тогда. Например, в Киевской академии - 50 человек на курсе, которые лучше всего сдали экзамены, получали стипендии из церковного бюджета. Были еще студенты от Киево-Печерской лавры и из завещаний митрополитов, - рассказывает проректор Киевской духовной академии и семинарии. - На эти деньги студентов кормили, обеспечивали жильем, одеждой. Стипендиатам все завидовали: ведь им можно было не волноваться о зимней шинели, осеннем кителе, обуви.  

Студенты позапрошлого века жили уже в новеньком трехэтажном здании VIP-класса: на первом этаже находились классные комнаты, на втором - квартиры преподавателей, а на третьем - комнаты студентов. Тогда их называли номерами. А почему бы и нет? Апартаменты состояли из двух комнат: спальни и прихожей, там был стол для занятий и кровать. Что еще нужно для счастья бедному студенту?

А те, кому было совсем уж невтерпеж, искали подработки. Кстати, в нынешнее время в семинарии такие финты не одобряют. А вот раньше семинаристы помогали во время богослужений в приходах на Подоле, преподавали. Научился читать-писать - прямая дорога в школы при церквях, передавать полученные навыки малышам. В XIX веке среди богатых киевлян было модно нанимать академистов, чтобы учить детей читать и писать. Считалось, что такие "гувернеры" прибавляют престижа семье. 

Какие только имена не носили духовные школы Киева! И Братская школа, и коллегиум, окончательный вариант звучит вот так.

Из истории вопроса

Первая духовная школа в Киеве обязана своим появлением настоятелю Киево-Печерской лавры Елисею Плетинецкому, который положил жизнь на то, чтобы сделать Киев образовательным центром, и зажиточной горожанке Галшке Гулевичевне-Лозкиной. В октябре 1615 года она подарила кусок земли на Подоле для основания Богоявленского монастыря и школы для детей всех сословий. Так в Киеве появилась Братская школа.

Работу школы останавливали несколько раз. В первый - в 1630 году, когда Киев атаковала моровая язва. Тогда детей распустили, а ректор с частью студентов уехал куда подальше. Занятия возобновили в январе 1631 года. 

Летом того же года у Братской школы появилась конкурентка - школа в Киево-Печерской лавре, которую создал Петр Могила. Через полгода она объединилась с Братской. 

  • В 1701 году школа получила престижный статус академии (добивались этого лет 70). Благодарить за это нужно Петра I, который, к слову, так хорошо относился к Киево-Могилянской академии (второе слово - в честь все того же Петра Могилы), что назначал выпускников на все самые важные места в царской Руси. 
  • С 1817 по 1819 годы во время правления Александра I академию разделили на три звена - училище, семинарию и академию. 
  • В 1700 году в тогдашней коллегии училось 2000 человек, в 1819-м - всего 120 человек. Причем группы набирались раз в два года. 
  • В 1905 году студентов академии опять распустили на год - поддавшись революционным настроениям, они начали бойкотировать занятия и требовать самоуправления. Не вышло. 
  • К концу 1923 года работа академии практически остановилась - здания у духовной школы отобрали, часть профессоров репрессировали. 
  • Возрождение академии пришлось на 1947 год. За это время студенты учились и в Михайловском монастыре, и в стилобате Андреевской церкви. Правда, недолго - в 1960 году ее опять закрыли. 
  • В 1989 году духовная школа опять открылась - на этот раз на территории Киево-Печерской лавры, где и работает до сих пор.

СКАЗАНО!

Воспоминания киевского семинариста о быте и пропитании в 30-х годах XIX века:

"Давали на обед одну чашку щей на четыре человека. Без мяса и рыбы. Порцию полфунта хлеба (226 граммов. - Прим. ред.) и жидкую кашицу. Вместо которой в воскресные и праздничные дни подавали иногда вареный жидкий горох. На ужин подавалась жидкая кашица и полфунта хлеба. О завтраке не было и помину. Была попытка слезами, а не грубостью умилостивить начальство улучшить пищу. Не по качеству, а по количеству: прибавкою хлеба на завтрак хотя бы по полфунта на особу. И вот чем однажды разрешилась подобная затея. Явились выборные в числе четырех старших к ректору архимандриту Иустину, который, выслушав о цели явки депутации, сквозь слезы сказал приблизительно следующее: "Не могу, друзья мои, исполнить вашу просьбу. Казна отпускает в год на каждого из вас по 20 рублей ассигнациями, на эти деньги нужно вас одеть, обуть, дом отопить хоть как-нибудь, осветить зимой и прочее. На сии деньги содержатся и слуги. А теперь один пуд ржаной муки стоит 2 рубля ассигнациями. Я и сам питаюсь из вашего котла. Потерпите". И после этой фразы благословил всех порознь и отпустил с миром. Выборные явились в зал к ожидавшим милостивой резолюции. По выслушании оной громко пропели: "Под твою милость прибегаем, Богородица-дева", и успокоились. Порешив благоразумно: будет же и на нашей улице праздник когда-нибудь и мы заживем как следует". 

БЫЛО ДЕЛО

Черная метка семинаристов

На каком сейчас языке ребята в школе разговаривают? На украинском. А дома, засев с семьей за вечерним чаем? На русском или украинском. Ох и везет же им! Семинаристы 200-300 лет назад о такой роскоши, как болтовня на родном языке, и мечтать не могли. Начиная с XVII века считалось, что латынь - это дверь в европейское образование. Поэтому говорили на ней и на занятиях, и в бурсах. А если сны на латыни снятся - вообще отлично. Обучение, конечно же, тоже на латыни. 

- Дело вот в чем: при переходе на высшую ступень духовных школ - из семинарии в академию - студент должен был идеально владеть латынью. В академии ее уже не изучают - считается, что ученик должен знать этот древний язык в совершенстве, - объясняет Владимир Бурега. - Чтобы заставить ребят даже думать на латыни, преподаватели ввели "черную метку" - калькулюс. 

В переводе с латыни это слово означает "камешек". Помните, что означала черная метка у пиратов? Вот калькулюс по своему призванию очень похож на пиратский знак. Только вместо смерти - розги.

 - Калькулюс вручался семинаристу, от которого хоть в учебное, хоть в свободное время слышали староукраинскую или русскую речь. Это мог быть хоть камешек, хоть значок, хоть сложенный в трубочку лист бумаги, - рассказывает Бурега. - С того времени, как этот знак отличия попадал к ученику, у него была одна цель - передать калькулюс кому-то другому! Что делали ребята? Держали ухо востро и старательно подслушивали чужие разговоры - вдруг кто не на латыни заговорит?

За неделю калькулюс мог обойти половину семинаристов. Хуже всего было тому, у кого метка оказывалась в субботу. Не смог сплавить значок? Получай розгами по спине и мягкому месту.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Экономика

Как теплая зима отразилась на экономике
Как теплая зима отразилась на экономике 337

Несмотря на то, что газ Украине обошелся дешевле, на отоплении сэкономили не все.

Оржель пообещал  рекордно низкие цены  на газ летом
Оржель пообещал "рекордно низкие цены" на газ летом 683 4

Министр заявил, что правительству удалось стабилизировать ситуацию на рынке газа

У Зеленского рассказали, как уменьшить платежки за газ
У Зеленского рассказали, как уменьшить платежки за газ [видео] 1402 6

Как пример заместитель главы Офиса президента Юлия Ковалив привела своего дедушку.

Общество

В Китае запустили производство лекарства от коронавируса
В Китае запустили производство лекарства от коронавируса 1428

Впервые власти одобрили препарат.

Гороскоп для всех знаков зодиака на 17 февраля
Гороскоп для всех знаков зодиака на 17 февраля 812

Весов ждут приятные встречи, а Рыбам предстоит много дел.

Минздрав: В Украине коронавируса нет
Минздрав: В Украине коронавируса нет 109

Подтвержденных случаев заболевания среди украинцев не зафиксировано.

Спорт

Украинские легкоатлетки в унисон побеждают в Глазго
Украинские легкоатлетки в унисон побеждают в Глазго 146

Две наши прыгуньи Ярослава Магучих и Марина Бех-Романчук победили на турнире серии World Indoor Tour в шотландском Глазго

Впервые в истории: украинка выиграла олимпийскую лицензию по каратэ
Впервые в истории: украинка выиграла олимпийскую лицензию по каратэ [фото] 435

Спортсменка одержала победу над немкой Яной Мессершмидт.

Украинская борчиха Юлия Ткач взяла золото Чемпионата Европы, победив в финале представительницу России
Украинская борчиха Юлия Ткач взяла золото Чемпионата Европы, победив в финале представительницу России 240

Ткач стала трехкратным чемпионом Европы по вольной борьбе, одолев в решающей схватке россиянку Инну Тражукову