Это уже не первая акция такого рода, связанная с Киевом.
Началось со Столыпина
Первым поводом к сносу киевских памятников стала Февральская революция 1917 года, положившая конец Российской империи. Шквал эмоций, захлестнувший Киев после известия об отречении Николая II, требовал каких-то массовых действий, и на 16 (29) марта была назначена грандиозная манифестация на центральных улицах - "праздник Свободы". В здании Городской думы, стоявшем в свое время по четной стороне Крещатика посреди нынешнего Майдана, заседал тогда исполком Совета объединенных общественных организаций - основной орган местной власти сразу после падения монархии. Именно под думским балконом должны были дефилировать демонстранты.
Между тем прямо перед Городской думой высился монумент убежденного монархиста Петра Столыпина, установленный в 1913 году. Как известно, "истинно русские" киевляне решили почтить память о Столыпине, поскольку именно здесь, в зале Оперного театра, он был смертельно ранен выстрелами террориста. Изваяние премьер-министра Российской империи, твердого и сурового борца с революционным движением, решительно не соответствовало новому общественному климату. Ввиду этого исполком постановил накануне манифестации убрать статую Столыпина с пьедестала. Для этого ночью соорудили деревянную конструкцию (многим напомнившую виселицу), с помощью блока охватили шею бронзовой фигуры цепями. Однако закончить низвержение статуи к сроку не удалось - с раннего утра на Крещатик начал стекаться народ. И десятки тысяч манифестантов прошли перед памятником, приготовленным к сносу.
Лишь на следующее утро начатое дело довели до конца. Кордон милиции и солдат, оцепивший монумент, с трудом сдерживал напор собравшейся толпы. Ноги скульптуры охватили канатом и медленно потащили с постамента по наклонным доскам, а сверху ее страховала цепь. Свидетели этой сцены громко кричали "ура". Наконец статуя оказалась внизу, а затем ее поместили на грузовую платформу и увезли. В дальнейшем она была переплавлена в литейном цехе завода "Арсенал"…
Постамент простоял еще некоторое время, и в одном из местных издательств даже подсуетились: выпустили открытку с видом Крещатика по дореволюционному фотоснимку, на котором фигура премьер-министра была аккуратно заретуширована.
|
Декрет с оговоркой
Ликвидировав памятник Столыпину, новые власти не сразу занялись устранением других "идейно чуждых" монументов. Активно взялись за это уже большевики в 1919 году.
Готовясь к первому празднованию Первомая в советском Киеве, работники коммунального хозяйства поставили задачу - ликвидировать целую вереницу старых памятников: К нужной дате, впрочем, не поспели, и некоторых монархов на постаментах пришлось перед торжествами укрыть за драпировкой. Однако вскоре, 7 мая 1919 года, председатель Совнаркома Украины Христиан Раковский и нарком просвещения Владимир Затонский подписали специальный декрет уже для всей УССР. Он гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады музеев, частью использованию утилитарного характера".
События Гражданской войны отодвинули "чистку" Киева на ноябрь 1920 года, когда своих мест на пьедесталах лишились цари Николай I, Александр II и зачинатель свеклосахарной промышленности на Киевщине граф Алексей Бобринский. Статую Бобринского разместили в Историческом музее (хотя впоследствии она была утрачена), остальные изваяния разделили судьбу бронзового Столыпина. Скульптура княгини Ольги из искусственного камня была еще раньше разбита и закопана в землю.
Сделанная в декрете оговорка позволила сохранить монументы Святого Владимира и Богдана Хмельницкого, чью художественную и историческую ценность большевики не оспаривали. Лишь в 1925-м с постамента гетмана сняли прежнюю надпись: "Волим под царя восточного, православного". Ее намеревались заменить специально составленным стихотворным опусом Демьяна Бедного, но его вирши просто не поместились, и решено было обойтись без них.
|
Уцелевшие орлы
В дореволюционные времена на фасадах многих официальных учреждений Киева были помещены имперские гербы - двуглавые орлы. Там, где они явно бросались в глаза, их поубирали вскоре после революции, а от некоторых, менее приметных, избавились не сразу - только в 1920-е годы.
Тем не менее нескольким царским орлам довелось уцелеть на своих местах. Речь идет о тех символах, которые были вплетены в декоративное оформление знаменитых сакральных построек. Даже советские блюстители идейной чистоты понимали, что заменять орлов "правильной" символикой на храмах и колокольнях нет никакого смысла, а просто обдирать или замазывать их - значит уродовать архитектурные памятники. Вплоть до нынешнего времени на монументальных колокольнях Софии Киевской и Печерской лавры можно видеть знаки давно отжившей свое империи - неотъемлемую часть исторического антуража.