"Дайте жалобную книгу". Звучит грозно. Но бросает ли эта фраза в холодный пот тех, кто обидел нас - простых потребителей? И вообще, пишет ли сегодня хоть кто-то свои жалобы или предложения? Сейчас узнаем.
"Привет доброй бабушке"
Первым делом "Комсомолка" отправилась в Национальный культурно-художественный музейный комплекс "Мистецький арсенал". Судя по названию "заведение высокой культуры и быта", как сказали бы в советские времена. Но оно оказалось очень негостеприимным.
- Книга отзывов исключительно для нас. Чтобы мы знали, что наши посетители думают о выставках. Это не для прессы, - уперся охранник на входе.
|
Нет, так нет. Ставим арсеналу двойку за работу с потребителями культуры.
Идем дальше. Продуктовый магазин. Стенд для покупателя есть. На нем различные свидетельства, лицензии и прочие документы.
- А книга отзывов у вас есть?
- Хотите отозваться? – удивляется администратор магазина. – Она на стенде.
|
Ничего подобного. Нету. Мужчина начал оправдываться, мол, отправили на перерегистрацию, через несколько дней будет. По его словам, чаще всего люди жалуются на высокие цены. Иногда – на то, что продавец не так посмотрел или ответил. Старые книжки в магазине не хранят.
С полной уверенностью, что уж тут-то точно все хранят и показывают, идем в Музей искусств Ханенко. Бинго! Книга отзывов у входа на самом видном месте. Большая, похожая на амбарную. Отзывы в ней с 2012 года, причем большая часть из них датируются 2014-2015 гг. Конечно же, в основной массе это "спасибо-расспасибо, прекрасно-распрекрасно". Много добрых записей написаны корявым детским подчерком.
"Мне очень понравился Королевский зал: и ковер, и тарелочка. Привет доброй бабушке. Матвеева Анна, 2-Б, 8 лет".
|
Из жалоб в основном скучные рассказы экскурсоводов. Либо не полные. Некоторые сетуют даже на хамство со стороны работников музея.
- Мы храним все книги отзывов. Самая старая еще за 1920-е годы. В ней на пожелтевших страницах каллиграфическим подчерком выведены слова благодарности и восторга экспозицией. Раньше вообще писали только хорошее, - рассказывает замдиректора музея Ханенко по образовательным программам Анна Рудик.
Много попсы, мало еды
Хватит с нас духовной пищи, пора и о хлебе насущном… Идем в ближайшее кафе. "Дайте жалобную книгу!" - заявляем с порога и… без лишних вопросов ее получаем. Вот это сервис. Либо к таким просьбам уже привыкли.
"У вас водка теплая!", "Следите за санитарией в туалете", - пишет в книге народ.
В основном посетители недовольны изобилием попсы в музыкальном сопровождении и отсутствием блюд, заявленных в меню.
Следующим на нашем пути встретился Театр русской драмы. Никогда бы не подумали, что он по части жалоб живет в веке высоких технологий. Дескать, предложения и отклики посетители оставляют на сайте театра.
- Интересно. На шаг впереди планеты всей, - подумали мы, но так и не нашли ее на сайте театра.
|
Провизор в аптеке возле станции метро "Лукьяновская" несколько удивился нашей просьбе, но отказывать не стал.
- У нас ее редко требуют. В основном если благодарят, то устно, если ругают – тоже только на словах, - поясняет девушка.
Хочется заметить, что в аптеке к ведению книги подошли со всей обстоятельностью и ответственностью. На каждую запись недовольного покупателя с обратной стороны листа идет ответ администрации, к некоторым даже прикрепляются документы. Любо-дорого посмотреть.
На что жалуются в аптеке? На то, что нет воды запить таблетку и несоответствующее качество лекарств.
Что же в итоге получается? В магазинах и кафешках книгу жалоб дают практически по первому требованию. Зато в некоторых музеях и театрах - не допросишься. Так кого же называть "заведением высокой культуры и быта"?
Что писали почти 100 лет назад
"Дело № 29" - так начиналась книга отзывов музея Ханенко за 1935. Причем называлась она тогда очень красиво: "Книга впечатлений посетителей музея". На шестнадцати листах люди аккуратно выводили чернилами свои ощущения от экспозиций. Сейчас они уже изрядно порыжели, но нам все-таки удалось почитать, что тогда думали любители искусства.
- Посетили художественный музей в составе пятнадцати человек. Впечатление очень хорошее, остались довольны лектором, - написали 2 ноября 1935 ударники стахановцы ЮЗЖД.
|
Четко, лаконично, прям так по-пролетарски. А вот куда более эмоционально излагались в 29-м году.
- Большая скученность картин не позволяет сосредоточиться на отдельных образцах. Отсутствие образцов русского письма 18 и 19 веков. Отсутствует проводник или хотя бы один каталог в комнату, - гневно настрочил какой-то возмущенный ценитель прекрасного.
На это посетитель получил вполне конкретный и аргументированный ответ: "Русское искусство в музее не представлено, потому он посвящен исключительно западно-европейскому и восточному искусству. СГ". Последние две буквы – инициалы Сергея Гилярова, по словам знатоков музейного дела, исключительного знатока западной живописи, тогдашнего заместителя директора музея.
|
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Прокисшее пиво - дело вкуса
Советы потребителям дает адвокат Леонид ГУЛЯЕВ: