Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

У ворот Подола

У ворот Подола
Фото: Вид площади на открытке начала ХХ века.

Теперь есть надежда, что киевляне, бывая здесь, смогут мысленно переноситься в далекое прошлое.

По воде, по земле, под землей

Характерная особенность места, где сходятся ныне Набережное шоссе, улица Петра Сагайдачного и Владимирский спуск, определена береговой линией Днепра и расположением киевских гор. Именно здесь склон возвышенности отступает от берега, так что открывается место для застройки кварталов Подола. Сюда с давних пор ведут разнообразные транспортные маршруты.

Как раз около современной Почтовой площади когда-то несла свои воды в Днепр река Почайна, служившая естественной гаванью для речных судов. После того как ее нижнее русло слилось с Днепром, причалы-"притыки" размещались непосредственно над Славутичем. Водные сообщения играли первостепенную роль в киевском транспорте вплоть до XIX века, да и в не столь уж давние времена Речной вокзал ежедневно обслуживал тысячи пассажиров. Здесь же в 1865 году открылась станция почтовых дилижансов, от которой и произошло название площади.

В 1892-м отсюда поднимались к Крещатику вагоны первого маршрута электрического трамвая. Позже, в 1905-м, у Почтовой площади устроили нижнюю станцию необычного транспорта - фуникулера с двумя подвесными вагонами, движущимися вверх-вниз по склону между Подолом и Верхним городом. Вдоль Набережного шоссе пролегали рельсы, по которым свыше ста лет назад отправлялись к мосту на Левый берег мототрамваи на бензиновом ходу. А в 1976 году на Почтовую площадь пришла линия метро, причем значительную часть подземной трассы проложили открытым способом, вырыв на Подоле глубокие траншеи.

Теперь, когда нагрузка на транспортный узел у ворот Подола значительно возросла, настало время его серьезной реконструкции. Для потоков авто устроены туннели и развязки, а на Почтовой площади предусмотрены террасы на разных уровнях, с размещением здесь же коммерческого центра. Но вот в ходе подготовки строительства обнаружились остатки городских сооружений XVII-XVIII века, а под ними срубы эпохи Киевской Руси. Ясно, что эта ключевая для транспорта местность в разные эпохи привлекала настойчивое внимание киевлян.

Загадка "Боричева увоза"

В киевской историографии распространена версия о том, что к месту Почтовой площади спускался летописный "Боричев увоз", проходивший приблизительно по трассе фуникулера или же более пологим путем вдоль склонов горы. Как известно, поныне рядом с фуникулером  существует улица Боричев спуск (впрочем, это название официально присвоено ей только в 1869 году). Если согласиться с таким мнением, то место раскопок соседствует с важнейшей трассой, по которой во времена древних князей Верхний город сообщался с Подолом, Владимир Великий низвергал в Днепр языческих идолов, а герой "Слова о полку Игореве" ехал на богомолье к Богородице Пирогощей.

Впрочем, имеется альтернативное предположение, согласно которому древний "Боричев увоз" соответствует нынешнему Андреевскому спуску. Сопоставляя аргументы сторонников той и другой версии, можно сказать, что привязка "увоза" к Андреевскому спуску неплохо сходится с летописными ориентирами, но не подкреплена убедительными археологическими подтверждениями. С другой стороны, сторонники локализации "Боричева увоза" вблизи Почтовой площади порой затруднялись увязать те или иные упоминания его в древних текстах с общей исторической топографией города, однако опираются на реальные особенности рельефа склонов Старокиевской возвышенности. Таким образом, говорить об окончательном решении загадки, пожалуй, рано.

Еще один вопрос, требующий уточнения: была ли эта территория в эпоху Киевской Руси ограждена укреплениями? В летописи упоминается деревянный частокол на противоположной, северо-западной границе Подола. Теоретически возможно, что и район Почайнинской пристани был защищен, поэтому часть исследователей видит здесь крепкие деревянные стены с башнями. Но другие считают, что подобные строения чересчур мощны в условиях постоянной угрозы наводнений и пожаров, а для тогдашнего состояния военного дела данный участок был неплохо защищен естественными условиями. 

Как видим, для территории, открывающей Подол, археологических проблем хватает. И каждое новое исследование дает шанс получить более достоверную информацию по интересующим вопросам.

Часть археологического раскопа. 

Сенсация, не ставшая неожиданностью

На то, что территория Почтовой площади может быть насыщена древними артефактами, указывали более ранние поиски. Еще в 1975 году при прокладке открытым способом трассы метрополитена состоялось археологическое обследование котлована на участке по улице Жданова (Петра Сагайдачного), 6-8, в ходе которого были выявлены остатки срубных построек различного назначения (жилье с печным отоплением, хозяйственное помещение, загон для скота), отнесенные к X-XI векам, и много разнообразных предметов. Обнаружились также остатки плетеной ограды, что говорит об усадебном характере застройки. 

Таким образом, в этой части Подола имелась довольно плотная деревянная застройка (как правило, одноэтажная на подклети), существовали ремесла и торговля. Новые убедительные подтверждения уже известного факта были получены и в ходе нынешних работ.

Раскоп на Почтовой площади привлек настолько широкое общественное внимание, что строители едва ли смогут, как бывало раньше, оттеснить археологов от места находок. Более того, уже звучали предложения включить в проектируемый коммерческий комплекс экспозиционные помещения, где все желающие могли бы узнать подробнее о подольских древностях. Вопрос упирается, как это нередко бывает, в материальные обстоятельства. Найдутся ли средства для того, чтобы продолжить интересующие многих исследования и откорректировать проект, но при этом не застопорить нынешний непрезентабельный вид Почтовой площади на долгий срок? 

КСТАТИ

А была ли церковь? 

Археологические находки на Почтовой площади можно попытаться увязать и с историей расположенной здесь же Рождественской церкви. Как известно, существующий храм был воссоздан несколько лет назад примерно на месте сакрального строения начала XIX века, выстроенного в классическом стиле и разрушенного в 1935-м. Прежний приходской храм Рождества Христова возводили взамен более старого, деревянного, пришедшего в негодность из-за ветхости. А вообще первые выявленные в достоверных документах упоминания о Рождественской церкви на Подоле относятся к первой половине XVI столетия.

Есть, однако, версия, что этот храм был сооружен еще в эпоху князя Владимира Святого. Такое утверждение содержится в рукописи под названием "Фундамент доскональный и тестованый храму Рождества Христова", где прямо сказано, что церковь "веде свый фундамент од самого Крещения Володимерового и Руси, од року 6519" (т.е. 1011 г. по нынешнему календарю). Рукопись датирована началом XVII века, но многие историки сомневаются в ее подлинности и считают позднейшей подделкой, а текст - не заслуживающим внимания. Тем не менее, если действительно место у Почтовой площади представляло собой тесно заселенный городской уголок, то здесь был бы вполне реален приходской храм. Так что, быть может, со временем обнаружатся свидетельства в пользу значительно более давней "биографии" Рождественской церкви, чем принято считать теперь.