По давней традиции почти половина денег, которые выделяют на стройки, уйдут на оплату долгов за прошлые годы. Да и сами объекты за прошлый неспокойный год почти все перекочевали в следующий бюджет.
Стройки
Самую крупную сумму из бюджета получит Подольский мост - 511 млн грн. Правда, всего на достройку переправы нужно 4,2 миллиарда, поэтому хватит средств только на оплату долгов и кое-какие работы. С таким темпом финансирования долгожданное метро на Троещину откроется, возможно, не раньше 2020 года.
Чтобы закончить Почтовую площадь, предусмотрели 32 млн грн. На ремонт двух сгоревших залов кинотеатра "Жовтень" - 12 млн. В сумме с 7 миллионами за страховку этих средств должно хватить на восстановление здания. В этом году наконец-то займутся сетью велодорожек по городу - на это заложили 15 млн грн., а мэр назначил себе советником одного из велоактивистов.
Дороги
Два года назад Киевская администрация взялась за масштабную реконструкцию проспекта Победы. Сделали чуть меньше половины магистрали - от автостанции "Дачная" до станции метро "Святошин". В этом году на проспект запланировали 20 млн грн. из нужных 260-ти: на раздачу долгов турецким и украинским подрядчикам.
Дорожники продолжат ремонт улиц Васильковской (от Амурской до Голосеевской площади), Ахматовой, Сортировочной и проспекта Григоренко. В долгострой превратилась дорога от проспекта Краснозвездного до аэропорта "Жуляны". Ее планировали открыть еще к Евро-2012. На работы выделят 500 тысяч гривен. В этом году должны закончить продолжение Окружной дороги от проспекта Рокоссовского до Оболонского.
Транспорт
В этом году "Киевпастранс" хочет закончить ремонт платформ городской электрички. Правда, из нужных 10 млн грн. дадут только пять. 10 миллионов пойдет на ремонт линии скоростного трамвая от улицы Гната Юры до Симиренко. На покупку троллейбусов и трамваев заложили всего 10 млн грн., на которые можно купить два с половиной двойных троллейбусов. На улице Старонаводницкой планируют проложить троллейбусную линию. Пока запланировано только 500 тысяч на проектные работы.
Киевский метрополитен займется вопросами безопасности. 5 млн грн. выделят на ремонт автоматической системы пожаротушения, еще 5 - на ремонт системы вентиляции. За 32 тысячи проведут химическое укрепление грунтов на "зеленой" и "синей" линиях. Сейчас на этих участках составы ходят заметно медленнее.
ЖКХ
Город серьезно возьмется за установку тепловых домовых счетчиков. В бюджете заложено 50 миллионов. Один такой узел стоит 10-15 тысяч гривен. Значит, за 2015 год их поставят около 4 тысяч, что в свете подорожания квартплаты очень актуально - одно устройство экономит жителям на отоплении 30-40%. Еще 61 млн грн. заложили на термосанацию зданий бюджетной сферы. Дома утеплят летом, чтобы зимой платить за тепло меньше.
Программу замены лифтов заметно сократили. Профинансируют только 2,5 млн грн., из которых 790 тысяч уйдет на прошлогодние долги. И это при том, что почти 9 тысяч лифтов нуждаются в замене. Замена одного подъемника стоит 500 тысяч, модернизация - 200 тысяч. Получается, заменят за весь год всего 4 лифта.
Наконец-то закончат ремонт Андреевского спуска. Открыли его после реконструкции перед Евро-2012, но до сих пор не закончили все работы. 3,3 млн грн. запланировано на замену труб и 7,8 млн грн. на ремонт фасадов.
Оползнеопасные склоны
На работы по спасению днепровских склонов выделят 2,3 млн грн.. Укрепят опасные склоны на Совской балке за 10,6 млн грн. (Соломенский район) и рядом с домом на улице Нижнеюрковской, 53 (Подольский р-н). Между улицами Костельной и Трехсвятительской соорудят подпорную стенку, которая удержит склон (10 млн грн.), также проведут противооползневые работы на Батыевой горе (12 млн грн.).
Остальные объекты
В этом году на Троещине начнут проектирование ТЭЦ на восстановленном топливе - сжигая бытовые отходы, добудут электроэнергию. Весь проект оценивается в 3,5 млрд грн., но в ближайших планах только проект за полмиллиона.
Запланированный на прошлый год ремонт двух фонтанов на улице Крещатик, 25 (374 тыс. грн.), и на ул. Красноармейской, 119 (51 тыс. грн.), снова есть в планах.
Реконструкция запланирована на улице Львовской (15 млн грн.), на Раисы Окипной (43 млн грн.) и два садика на Гарматной (30 млн грн.) и проспекте Науки (40 млн грн.). Вечный долгострой на Андреевском спуске - новый корпус Театра на Подоле снова не закончат. На ремонт Театра оперетты нужно 5 млн грн. На него выделят всего 390 тыс. гривен. Запланировали реконструкцию парка возле озера Тельбин - тот самый скандальный участок, где хотели строить жилой комплекс на берегу, но жителям удалось отстоять зеленую зону. Интересно, что в бюджет заложили и демонтаж трамвайных рельс на улице Братской в районе Контрактовой площади. На это выделяют аж 11,5 млн грн. Странно. Разрешили бы предпринимателям за свой счет растащить железяки - сэкономили бы бюджету крупную сумму.
В ТЕМУ
Все "съест" падение курса гривны
Запланированные доходы города на этот год составят 22,1 миллиарда, расходы - 20,2 млрд грн. То есть по итогам года планируют плюс 2 миллиарда. Для сравнения - в 2014 году доходы и расходы равнялись 20 миллиардам. Показатели примерно соответствуют прошлогодним. Хотя, если учесть курс доллара и инфляцию, в реальности на каждую сферу заложено меньше.
Главным достижением киевских чиновников можно назвать то, что им удалось выторговать субвенции из госбюджета. Из собранных в Киеве денег вернуть планируют 8,5 миллиарда. В предыдущие годы четко сумма субвенций не прописывалась и выдавалась Кабмином в режиме ручного управления. Из этой суммы 3 миллиарда пойдут на финансирование двух сфер - образования и медицины.
Из проблем бюджета, которые накапливались прошлые годы, - огромный долг. В начале 2014-го это были 10 миллиардов гривен. Но из-за курса доллара - а половина кредитов были взяты в иностранной валюте - долг сейчас равен 14,2 миллиарда гривен. Получается, денежные обязательства составляют две третьих бюджета города. Если смотреть по сферам, то значительно больше запланировали на ЖКХ (вместо 320 миллионов - 727), на ремонт жилищного фонда (вместо 112 - 317 млн), на транспорт (вместо 1,18 стало 1,7 млрд).