Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

В крещенскую воду бросались под залпы пушек

В крещенскую воду бросались под залпы пушек
Фото: Крещенское купание в Киеве. Фото 1910 г. из газеты «Киевская мысль». Фото: Архив автора

Под грохот пушек

Среди праздничных обрядов, получивших распространение в Киеве, особенно примечательным было торжество водосвятия на Богоявление (Крещение). Поскольку древний город на Днепре исторически связан с Крещением Руси, днепровская вода считалась как бы купелью отечественного христианства.

Этому способствовало еще и особое положение Подола, расположенного у самой реки. Вплоть до середины XIX столетия на Подоле была сосредоточена наиболее активная городская жизнь, здесь находился орган местного самоуправления - магистрат. Кроме того, на Подоле же располагался соименный празднику Богоявленский Братский монастырь, основанный еще в 1615 году. Монументальный Богоявленский собор в монастыре был построен в 1690-х годах архитектором Осипом Старцевым на средства гетмана Ивана Мазепы и стоял на территории нынешнего университета "Киево-Могилянская академия" до сноса в 1930-е годы. 

Как до, так и после возведения каменного Богоявленского храма магистрат совместно с городским гарнизоном организовывал на водосвятие впечатляющее празднество. К примеру, в 1685 году Патрик Гордон, шотландский военный инженер на русской службе, участвовал в подобном обряде и зафиксировал подробности в своем дневнике. По его свидетельству, рано утром к реке выдвинулись кавалерийские и стрелецкие полки с 16 полевыми пушками. При освящении воды был проведен один залп из орудий и два - из ружей. На эти звуки откликнулись войска по всему городу, и на городских валах пушки выстрелили 21 раз, не считая "мелкой пальбы" гарнизонных полков. 

Все это помогало горожанам определиться с началом праздничной трапезы. Ведь накануне Богоявления у киевлян по традиции был "голодный вечер": до освящения воды никто не принимал пищу. А звуки салюта давали всем понять, что уже можно приниматься за приготовленные заранее яства.

Памятник-колонна над Крещатикским источником. С открытки начала ХХ в. Фото: Архив автора

Повод для военного парада

После 1835 года старинное право на самоуправление осталось для киевлян в прошлом. Но крещенский обряд с пушечной пальбой не канул в Лету. Его охотно использовала имперская администрация.

В начале ХХ века так же, как и в предыдущие столетия, центром празднования Богоявления оставался одноименный собор на Подоле. Задолго до службы на Контрактовой площади перед Братским монастырем, на прилегающих улицах и вдоль берега Днепра накапливался народ. Здесь же выстраивались войска гарнизона, причем каждый полк был представлен полуротой со знаменем. По окончании молебна его участники начинали из обители крестный ход, чтобы провести водосвятие. Когда они показывались из ворот, войска на Контрактовой площади брали "на караул" под музыку сводного военного оркестра, исполнявшего гимн Бортнянского "Коль славен наш Господь в Сионе". Процессия направлялась к берегу реки. За хоругвеносцами, певчими, священнослужителями несли полковые знамена, а затем шли первые лица города во главе с самим генерал-губернатором. 

Вдоль улиц непрерывными шеренгами стояли войска. Крестный ход подходил к берегу, усеянному публикой. Полоску днепровской воды освобождали ото льда. Настоятель Братского монастыря выходил к реке и склонялся над ней. Как только он касался крестом воды, начинал греметь пушечный залп. Для этого прямо на берегу устанавливали батарею из четырех орудий от 33-й артиллерийской бригады, дислоцированной в Киеве. Салют, к восторгу собравшихся, повторяли 101 раз.

Даже после возвращения крестного хода в монастырь толпа продолжала терпеливо ждать. Наступало время военного парада. Войска на Контрактовой площади окропляли святой водой, после чего командующий округом верхом объезжал строй, здороваясь отдельно с каждым полком. А затем оркестр играл марш, и солдаты церемониальным шагом проходили через Подол. Лишь тогда зрители, часами переминавшиеся на морозе, расходились, а по подольским улицам возобновлялось движение трамваев и извозчиков.

Колодцы в честь подвижников

Помимо использования освященной воды из Днепра киевляне охотно приходили с ведрами и бутылями к святым источникам. Их было в разных уголках Киева немало. Едва ли не самым популярным считался так называемый Крещатикский источник у Набережного шоссе, над которым еще в 1802 году соорудили известный монумент-колонну. Вода от источника была направлена в специальный бассейн под колонной, где устроили небольшую часовню. В советские годы этот резервуар уничтожили, но в 2013 году он был заново воссоздан. 

Еще один родник святой воды, за которой даже признают целебные свойства, расположен на территории Флоровского монастыря (в свое время над ним размещался каменный навес - киворий). А у подножия подпорной стены Дальних пещер Киево-Печерской лавры, невдалеке от берега Днепра, существуют сразу два известных источника. По преданию, здесь когда-то были колодцы, выкопанные преподобными основателями Лавры - Антонием и Феодосием. Их так и называли: Антониев и Феодосиев колодцы. Долгое время над ними были деревянные навесы, потом замененные металлическими. Опять-таки при советской власти колодцы исчезли, но после возрождения монастыря в Лавре их выкопали заново. А теперь здесь устроены две артезианские скважины и сверху - каменные часовни в честь Св. Антония и Св. Феодосия. 

КСТАТИ

Не страшась ледяной воды

Как бы ни было холодно в праздничный день, всегда находятся те, кто отваживается окунуться в крещенскую полынью. Теперь этот обряд даже любят транслировать по телевидению. Но наши предки делали это не для пиара, а ради духовной крепости и бодрости. К примеру, в 1910 году площадку для официального водосвятия организовали со стороны Набережно-Крещатикской улицы, вблизи Ильинской церкви и павильона артезианской скважины. Едва загремели пушечные залпы, как под их грохот самые отчаянные и восторженные киевляне, раздевшись, ринулись в ледяную воду. Одни сразу выпрыгивали обратно, другие доплывали до кромки льда, выбирались на нее и, передохнув, плыли обратно. Среди "моржей" оказалась и одна "моржиха". Глядя на них, горожане качали головами и крестились. А фотограф газеты "Киевская мысль" запечатлел эту сцену, и вскоре его снимки появились в иллюстрированном приложении к этому изданию.