Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
16 апреля
Загрузить еще

Как воздвигали колонну на Майдане

Как воздвигали колонну на Майдане
Фото: Реконструкция Майдана. Фото 2001 г. Фото: автора

Воплощение Антимайдана

Нынешний облик Майдана - результат масштабной и дорогостоящей реконструкции, приуроченной к десятилетию независимости Украины. 

Давайте мысленно вернемся в конец 2000 года, когда строительством еще и не пахло. Разговоры о новом монументе на месте снесенных после провозглашения независимости истуканов в честь Октябрьской революции велись уже давно, однако результаты проведенного конкурса проектов воспринимались в обществе крайне неоднозначно. Ни одно из предложенных решений не встречало безусловной поддержки. Между тем время шло, и главный стимул - юбилейная дата - неумолимо приближался. Казалось, что уже нет физической возможности соорудить до августа 2001-го ничего путного и что придется отложить помпезные проекты до следующего юбилея... 

Но в это самое время всплыли мрачные подробности исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе, озвученные на пресловутых "пленках Мельниченко" и компрометирующие первое лицо страны. В столице начались многолюдные акции под лозунгом "Украина без Кучмы". Естественным центром их проведения стал Майдан Незалежности. Киевские события настолько обеспокоили президента и его окружение, что было решено любыми средствами изолировать центральную площадь от участников протеста. Самым надежным средством для этого представлялась реконструкция, причем не на предусмотренном прежде пятачке перед гостиницей "Украина", а на всем пространстве Майдана.

И вот огромный участок в центре столицы был обнесен глухим забором. Ни о каком общественном обсуждении проектов речь уже не шла. Майдан бесконтрольно перекраивала приближенная к властям группа проектировщиков. Она восприняла это как подарок судьбы, уникальный джекпот. И дальше каждый из участников реконструкции по мере сил и возможностей отрабатывал свой кусок булки с маслом, не заботясь о целостном результате. Конечный продукт этой грандиозной шабашки с многоярусным подземным "храмом коммерции" и хаотично разбросанными сверху статуями, арками, фонтанами теперь у всех у нас перед глазами.  

Конкурсный вариант проекта, 2000 г.

Я тебя породил - я тебя и убью

В базовых материалах Всеукраинского конкурса на лучший эскизный проект Монумента Независимости (1997 год) отмечалось, что задуманное сооружение символизирует "демократическое, социальное, правовое государство" и что проектное решение "должно композиционно завершить существующий ансамбль площади с сохранением ее градостроительной, планировочной, транспортной ситуации, масштаба и стиля застройки". 

Однако участники реконструкции ничуть не стесняли себя рамками "символа демократии". Автор скульптуры на Колонне Независимости, маститый ваятель Анатолий Кущ, еще во время конкурса высказывал в интервью свою уверенность в том, что монумент "должен быть проникнут государственным, даже несколько имперским духом".

А сохранение прежнего ансамбля и вовсе никого не беспокоило. Хотя при всей советской помпезности бывшей площади Октябрьской революции, потом переименованной в Майдан Незалежности, специалисты единодушно отмечали ее архитектурно-градостроительную целостность и тщательно продуманное планировочное решение. Недаром творческий коллектив во главе с архитектором Александром Комаровским, осуществивший реконструкцию площади в конце 1970-х - начале 1980-х годов, был удостоен Государственной премии. 

Так уж вышло, что тот же Комаровский в команде Сергея Бабушкина потом занимался новой переделкой Майдана. И, к сожалению, вскоре после окончания работ этот талантливый киевский зодчий безвременно умер от инфаркта.

Ноу-хау "халабудного стиля"

Сама по себе высоченная колонна на площади, увенчанная крылатой (в нашем случае как бы крылатой) фигурой, не несет в себе ничего нового. Подобное решение сто и больше лет назад было настолько распространенным во всем мире, что уже тогда воспринималось как штамп. 

Однако киевские строители "обогатили" давно устаревшие трафареты совсем уж непостижимыми вариациями. Наиболее заметная из них - пьедестал в виде домика-часовни в стиле украинского барокко, чьи фасады словно бы клонируют на все четыре стороны знаменитую "Браму Заборовского" в ограде Софийского собора. Тут уж следовало выбирать одно из двух: или нормальная колонна на постаменте, или часовня, увенчанная крестом. А в Киеве получился гибрид, поражающий своей нелепостью, как если бы стройному коню приделали шею жирафа.

Что же касается стеклянных колпаков по всему Майдану и так называемого ДнепроГЭСа между колонной и гостиницей, то они больше всего напоминают нынешние остекленные лоджии на фасадах старинных домов, превращающие архитектурные памятники в нелепые халабуды. Таким образом при переустройстве площади было соблюдено по крайней мере единство "халабудного стиля". 

Колонна на фоне "ДнепроГЭСа", как в шутку называют стеклянную стену киевляне. Фото: Фото автора

КСТАТИ

А если без колонны?

Стартовал международный конкурс на лучшую концепцию общественного пространства вокруг Майдана и мемориала в память драматических событий революции достоинства. Естественно, покамест нет возможности предугадать, что именно предложат участники творческого состязания. Но в случае появления идеи с мотивированным отказом от наиболее диссонирующих новостроек времен президентства Кучмы - нужно ли будет непременно брать их под защиту?

К примеру, если дать волю фантазии, то нетрудно представить себе сохранение популярной в народе "Гали на шарике" даже без колонны. Для размещения бронзовой статуи можно было бы придумать конструкцию над крышей гостиницы "Украина". Это, кстати, приблизило бы силуэт гостиничного здания, урезанный при проектировании по воле Хрущева, к послевоенному стилю Крещатика.

Впрочем, автор этих строк вовсе не претендует на истину в последней инстанции. А вообще, любые соображения по поводу будущей судьбы монумента-колонны и других сооружений на Майдане должны отталкиваться от двух обязательных условий. Во-первых, никакие преобразования не вправе лечь финансовым бременем на неотложные нужды и задачи столицы. И во-вторых, перед осуществлением какого бы то ни было проекта на главной площади страны необходимо заручиться общественной поддержкой, без которой дальнейшие изменения облика Майдана недопустимы.