21 ноября
Загрузить еще

Приходите к нам княжить

Приходите к нам княжить
Фото: Призвание варягов. Картина Виктора Васнецова, 1884 г.

Родоначальник Рюриковичей

Все помнят сцену из кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию", где Иван Грозный, угодив в руки милиционеров ХХ века, на вопрос о фамилии мрачно отвечает: "Рюриковичи мы!" Тем самым царь всея Руси обозначил происхождение своего рода от древнего варяжского конунга (князя) Рюрика.

Обычно историки отождествляют варягов со скандинавами (недаром Балтийское море наши давние предки называли Варяжским). Как же попали балтийские правители вглубь восточнославянских земель?

Нестор-летописец в своей "Повести временных лет" сообщает, что среди народов, населявших север нынешней России, "не было правды, и восстал род на род, и были усобицы у них, и воевать они меж собою стали". Измучив друг друга, эти племена решились в конце концов призвать варяжского правителя. Их посольство отправилось к варягам и объявило: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами".

На этот призыв откликнулся скандинав Рюрик со своим родом и дружиной. Им был основан Новгород, откуда он и правил доставшимися ему владениями.

Верить ли летописцам?

В той же "Повести временных лет" отмечено и появление варягов среди киевлян. Там говорится о том, что в окружении Рюрика были два "боярина" (но не княжьего рода) - Аскольд и Дир. Эти бояре будто бы отпросились со своим отрядом в военную экспедицию на Царьград. Двинувшись из Новгорода в дальний путь, они спускались вниз по Славутичу-Днепру - и обнаружили на пути город Киев. По версии летописца, Аскольд и Дир узнали от киевлян, что город их основали Кий, Щек и Хорив, но они куда-то пропали, а жители мыкаются без власти да платят дань хазарам... Новоявленные менеджеры предложили свои услуги - и были поставлены во главе Киева-града. 

Князь Олег. Мозаичный портрет на станции метро "Золотые ворота"

Однако, к их несчастью, после смерти Рюрика варяжский князь Олег - регент при малолетнем Игоре Рюриковиче - сам в 882 году затеял завоевательный поход на юг. Судьба опять-таки привела его в Киев. Здесь разведчики донесли князю, что городом правят его худородные вассалы - Аскольд и Дир. Разгневанный таким самоуправством, Олег убил обоих, а сам, оценив преимущества Киева, сделал его своей резиденцией. В Киеве Игорь вырос, взошел на престол, его потомки-рюриковичи стали великими киевскими князьями и впоследствии московскими царями. А над берегом Днепром до сих пор памятно место Аскольдовой могилы.

Повторим, что мы изложили события по летописи Нестора. Однако встречаются и другие источники, позволяющие реконструировать прошлое несколько иначе. Есть основания допустить, что Аскольд и Дир правили Киевом вполне легитимно, будучи потомками самого Кия. Имеются также сведения о походе Аскольда на Царьград, который кончился неудачей: византийцы помолились Богородице, и буря размела корабли киевлян. Пораженный таким чудом, Аскольд принял христианство. Но в его городе еще были сильны языческие обычаи, так что среди киевлян созрел заговор против правителя. И тут-то появился Олег со своей дружиной, сам тоже язычник. Здешняя верхушка охотно приняла услуги варяга по свержению и убийству Аскольда, а Олег воспользовался случаем и подчинил себе киевские земли.

Нетрудно понять, откуда взялась летописная версия. Ведь ее "заказчиками" являлись киевские князья - потомки Рюрика. Разве интересно им было, чтобы потомки считали их узурпаторами, незаконно захватившими Киев?!

Дружина любила наличные

После того как выходцам с Балтийского моря достался киевский престол, они - начиная с Игоря - нередко брали в жены славянских красавиц, а в число их приближенных вошла и местная знать. Но варяжские военные отряды продолжали держаться особняком. Они составляли в бою немалую силу и охотно предлагали свои услуги за деньги. Тот же Игорь Рюрикович в 943 году привлек их к походу на Византию. Однако два года спустя дружина князя, жалуясь на скудное жалование, убедила его отправиться за данью в древлянскую землю, и при этом неумеренные аппетиты Игоря, как известно, стоили ему жизни: восставшие древляне умертвили его.

Князь Игорь Рюрикович. Мозаичный портрет на станции метро "Золотые ворота"

Внук Игоря - Владимир Святославич - тоже использовал отборную варяжскую рать. С ее помощью он, согласно летописи, в 980 году завладел Киевом, в котором княжил тогда его брат Ярополк. После захвата города двое варягов убили Ярополка, очистив тем самым престол. Но новый киевский князь не захотел восстанавливать против себя население. Когда варяжская дружина потребовала обложить всех горожан выкупом по две гривны (естественно, древних, серебряных) в свою пользу, Владимир сначала уговорил ее подождать, а затем довел дело до того, что варяги, потеряв терпение, сами запросились вон из Киева. Князь охотно отпустил их и впредь не зависел от корыстного и переменчивого в своих предпочтениях варяжского войска. 

Впрочем, при надобности его сын Ярослав Мудрый все же использовал воинов-варягов, рассчитываясь с ними серебром или ценным мехом. А впоследствии в нашем лексиконе слово "варяг" сохранилось как синоним понятий "наемник", "легионер". 

Кстати

"Земля у нас богата, порядка только нет!"

Церковь на Аскольдовой могиле 

Летописная формулировка, которую использовало посольство к варягам для приглашения Рюрика, впоследствии стала крылатым выражением. Эта фраза, к примеру, очень понравилась известному поэту и писателю Алексею Константиновичу Толстому. Он написал сатирическую поэму, где вкратце изложил ключевые события истории государства Российского, причем там рефреном повторяются слова:

Земля у нас богата,

Порядка только нет!

Такая грустная ситуация была присуща всем этапам русской истории, кроме, разве что, наиболее деспотичных режимов при Иване Грозном и Петре I. Однако в финале поэмы Алексей Толстой с ироническим энтузиазмом поведал о современном ему министре внутренних дел Александре Тимашеве: уж он-то наверняка водворит порядок!

Слова, некогда обращенные к Рюрику, оказались актуальными и для нынешней Украины. Хотелось бы знать - чем кончится эксперимент по призванию новых варягов и что напишут об этом "летописцы" в будущих столетиях?