Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Судьба Институтской: от НКВД и концлагеря до земельных афер

Судьба Институтской: от НКВД и концлагеря до земельных афер
Фото: Выставочный павильон на улице Октябрьской Революции. Фото 1970-х годов.

Скорее всего, в память о них переименуют часть улицы Институтской, примыкающую к Майдану. Именно там происходило драматическое кровопролитие в феврале нынешнего года. В связи с этим теперь ожидается совсем новое решение судьбы незастроенного участка по улице Институтской, 3-5, что напротив верхнего павильона станции метро "Крещатик".

Был гараж - стал павильон

Как известно, Институтская улица получила свое историческое название от Института благородных девиц, бывшее здание которого, став культурным центром, по сей день возвышается на холме над Крещатиком. Участок земли, о котором идет речь, тоже принадлежал этому учреждению. В свое время там располагалось хозяйственное подворье института, отделенное от улицы просторной деревянной беседкой. 

Уже в советские годы, когда Киев вновь стал столицей УССР, в помещениях Института благородных девиц обосновался НКВД. Выше по улице для его нужд выстроили кирпичные гаражи. Сохранились воспоминания о том, как в период гитлеровской оккупации на этой территории устроили временный концлагерь для военнопленных красноармейцев, который потом перевели на Сырец.

После войны здание наркомата, пострадавшее от пожара, перестроили в Октябрьский дворец культуры. Что же касается уцелевших гаражей, то из них получился еще один очаг культурной деятельности - Республиканский выставочный павильон. Его открыли в мае 1958 года. Залы павильона занимали свыше 1200 квадратных метров. Через верхние стекла днем потоки света заливали помещение.

Проект нового павильона (архитектор С. Колосов). 1980-е годы. 

Культурный долгострой

Со временем павильон для выставок решили реконструировать - из наилучших побуждений, так как после реконструкции площадь экспозиционных помещений должна была увеличиться вчетверо. Соответствующую документацию разработали в "Киевпроекте". Автор - архитектор Степан Колосов - описывал будущее строение так: "Всего проектом предусмотрено оборудовать 11 смотровых залов. Самый большой из них будет решен в двух уровнях... Воздух в помещение будет подаваться кондиционерами. Здесь будет поддерживаться постоянная температура и влажность. В павильоне будут устраиваться республиканские и международные художественные выставки. Предусмотрены специальные помещения для хранения произведений скульптуры, графики, живописи, а также для научного отдела, реставрационной мастерской, кинолектория". 

В 1980-е годы участок был освобожден от старого здания, после чего началось возведение новостройки - выросли стены, появилась остекленная крыша. Предполагалось, что к 1991-му все будет завершено. Увы, не судилось. Ведь на то перестроечное время пришлись бурные политические и экономические пертурбации. О финансировании культурных проектов думали тогда в последнюю очередь. Так что до окончания строительных работ и установки необходимого оборудования дело так и не дошло.

Такая же безрадостная картина сохранялась и в независимой Украине. Из года в год в двух шагах от Крещатика можно было наблюдать заросший бурьяном долгострой за зеленым забором. В 2000-е годы, правда, вокруг строительства началась непонятная возня. Незавершенный объект объявляли то будущим городским молодежным центром, то выставочным павильоном, то дополнительным помещением для коллекций Национального художественного музея. Наконец-то посулили перевести сюда Музей истории Киева, располагавшийся тогда "в приймах" в Украинском доме. 

Впрочем, все эти обещания ни к чему не привели. И вот уже заговорили о том, что конструкции долгостроя пришли в негодность и надо их демонтировать. Освобождался лакомый участок на престижной улице. Нашелся инвестор (житель Донецкой области), готовый выстроить здесь многоэтажный бизнес-центр и выделить от щедрот своих часть нижних помещений под музейные экспозиции. В 2007-м созданная им фирма получила в свое распоряжение земельный участок площадью 1,23 гектара, а летом следующего года начался снос многострадальных руин.  

Замороженное строительство нового павильона. Фото автора. Июль 2008 года.

Памяти героев Майдана

После того как участок расчистили, фирма-инвестор не приступила к строительству, а продала землю другому владельцу, который, в свою очередь, тут же перепродал его третьему покупателю. Одно время здесь функционировала платная автостоянка. Не дождавшись проку от подобных спекуляций, городские власти в 2013 году через суд вернули участок на Институтской в муниципальную собственность. Затем коммунальное предприятие "Киевское инвестиционное агентство" заявило о предстоящем конкурсе между новыми инвесторами, которые желали бы соорудить гостиницу с торгово-развлекательными сооружениями и офисным центром.

Однако такие планы вынашивались в январе 2014 года - уже в разгар событий Евромайдана. Вскоре рядом с местом строительства выросли баррикады. А после бегства президента Януковича здесь появились кресты и памятные знаки в честь героев "Небесной сотни", погибших на улице Институтской. Теперь уже невозможно представить, что новые власти Киева снова заговорят о строительстве коммерческого многоэтажного здания там, где пролилась кровь участников революции достоинства. 

С другой стороны, существует потребность в создании музейного центра, чтобы сохранить для потомков вещественную память и вольнолюбивый дух Майдана. Пожалуй, трудно найти более подходящее место для воплощения этого замысла, чем незастроенный участок на Институтской, 3-5. Думается, что именно здесь можно будет достойно отобразить исторические события, не нарушая традиции общественно-культурного использования этого места. 

КСТАТИ

Поили японским чаем

Об утраченном навсегда Республиканском выставочном павильоне у многих киевлян остались положительные воспоминания. Здесь прошло немало значительных вернисажей. Они знакомили с выдающимися явлениями украинского искусства, представляли известных зарубежных мастеров. В памяти автора этих строк осталась, к примеру, выставка лучших произведений знаменитого французского скульптора Антуана Бурделя. А в другой раз довелось увидеть интересную экспозицию японской графики ХХ века. Ее организаторы, прибывшие из Японии, старались помочь посетителям составить представление о своей далекой стране. Каждый мог отведать прямо в зале бесплатно чашечку горького и душистого японского чая и орешки в сладкой глазури в придачу.