«Старожилы» есть во всех профессиях. Они - особая гордость для любого предприятия и организации. «Комсомолка» разыскала самого старого «вагонника» станции Киев-Пассажирский, чтобы разузнать тайны его работы.
Николай Олейник ездит на работу из Нежина и проверяет вагоны на станции Киев-Пассажирский уже 16 лет. Он - самый старый сотрудник, выявляющий неисправности тележек и колес постукиванием молоточка и специальным штангенциркулем. За время своей работы он узнал столько секретов центрального вокзала страны, сколько неизвестно, наверное, больше никому.
- По материалу, из которого делают колеса, по классу локомотивов, везущих поезда, сотрудники вагоно-ремонтного депо могут судить об экономическом состоянии стран! Дороги - это визитные карточки государств, - уверяет Николай Михайлович.
Через час общения с вагонным обходчиком становится ясно, что он здорово разбирается не только в колесных парах и тележках железнодорожных составов, но и во многих политических, экономических вопросах. Простаков тут нет. Многие из вагонников с высшим образованием, в том числе консерваторским, ибо от музыки колес - зависит безопасность движения. Обходят вагоны и практиканты последних курсов Железнодорожной академии.
«Здоровье» поезда можно определить по звуку
- По прибытии поезда вместе с напарником обхожу состав и стучу молотком по крышке букса.
- А что такое «букс»?
- Букс - это, просто говоря, деталь между колесами и вагоном. В корпусах букса - подшипники. Если крышка букса дала двойной звук - значит, разболталась гайка, подшипник может рассыпаться, колесная пара отсоединится от тележки и произойдет сход вагона с рельсов!
- Такое часто может случаться?
- А какие бывают ЧП?
- Вот недавно в Дарнице сошел с рельсов товарный поезд. Говорят, что причина - в гребнях колес. Если это так, то могло случиться только из-за того, что машинист превысил скорость на стрелочных переводах. Вот гребни и постирались, а то и откололись. То же самое на поворотах - поезд может пойти под откос! Товарняки и электрички вагонники не «обстукивают» на станциях. Их смотрят только в депо. Мы наблюдаем за пассажирскими составами.
Спец зоркий, как орел
- Не скучновато ли вам молотком-то стучать?
- А слух вам проверяли?
- Проверяли и слух, и зрение. Вагонник - второй Моцарт, чтоб ты знал. Должен слышать хорошо. И в очках вагонников не встретишь. Они зоркие как орлы.
- Почему при ударе молотком звук всегда разный?
- Различная степень износа и нагревания колес. После крышки букса мы ведь переходим к датчику нагревания. Если случится перегрев, датчик выбьет. Этот «перегиб» может пустить поезд под откос.
- Вам, наверное, тяжело зимой работать. Холодно...
- Наоборот. Лучше зимой, летом - жара, тяжело. Кстати, летом колеса по отечественной железке ездят совсем другие, не те, что в стужу. Чугун ведь очень подорожал. На лето ставят колеса из композиции металлов, заменяя чистый чугун. Экономия…
Кучму высадили из поезда раньше времени
- А курьезы у вас случались?
- Как это?
- Приезжает состав, колесами гремит. Мы поняли - в поезде не испытаны тормоза. Колеса новехонькие, а тормоза не налажены. Это же все электроника, с локомотивом, с пультом управления машиниста связано. Надо отработать, чтобы тормоза не гремели и не дергали поезд. А тут впопыхах не успели. Детям раздали шарики, отпустили. А вечером по телевизору смотрим - Кучма сначала ехал-ехал в новом поезде, а потом вдруг захотел выйти в поле посреди Полтавской области, сошел с аграриями пообщаться. Как мы хохотали! Мы-то знали, в чем дело было…
ЦИФРА
72 человека по сменам обходят вагоны на станции Киев-Пассажирский. 2500 грн. - их оклад.