21 ноября
Загрузить еще

Как киевлян учили улицу переходить

Как киевлян учили улицу переходить
Фото: Горизонтальный светофор на улице Мельникова. Фото: Михаил КАЛЬНИЦКИЙ

Напомним читателям о том, как давно киевляне имеют дело с этим популярным регулятором уличного движения

"Дрессировка" пешеходов

На ранней стадии автомобильного движения в Киеве его интенсивность была настолько скромной, что не было нужды не только в светофорах, но и в разметке дорожного полотна. Пешеходы могли переходить улицы где угодно. Для автомобилистов правила, принятые в 1912 году, предусматривали предельную скорость 20 верст (21,3 км) в час по рядовым улицам, а по наиболее оживленным - и того меньше. В случае превышения полицейские чины вкупе с деятелями Киевского клуба автомобилистов имели право останавливать нарушителей правил и отнимать у них "разрешительные билеты" (т. е. права) для представления в городскую управу.

Но уже в советское время, к 1930-м годам, пешеходов стали лишать их прежних вольностей. На центральных улицах Киева появились указатели переходов. А в 1934-1935 годы Крещатик (в то время называвшийся улицей Воровского) реконструировали, убрав с него трамвайные рельсы. И затем на главной улице столицы УССР было организовано светофорное регулирование. Сохранились воспоминания киевского старожила Дмитрия Макульского, который рассказал о том, как это происходило:

"После реконструкции Крещатика вскоре на нем стали появляться светофоры. Их подвешивали посередине перекрестков, один и для транспорта, и для пешеходов. Светофоры управлялись вручную, на перекрестках устанавливались специальные грибки. Ми­ли­цио­неры-регулировщики в белых гимнастерках, синих галифе и белых шлемах под этими грибками выглядели эффектно. Такие грибки появились против улиц Ленина (Богдана Хмельницкого), К. Маркса (Архитектора Городецкого), в других местах. Светофоры переключались по надобности по мере скопления транспорта на перекрестках.

Автомобильный транспорт подчинился светофорам сразу и безоговорочно. Но пешеходы восприняли их поначалу как интересную игрушку, предназначенную лишь для автомобилей. Все привыкли переходить улицу там, где удобно, а не там, где велено. И вот на Крещатике началось "обучение" пешеходов правилам уличного движения. Обычно это мероприятие начиналось под вечер, когда на Крещатике бывало особенно многолюдно. На проезжей части появлялись милиционеры и гражданские добровольцы с красными повязками на рукавах, и раздавалась разноголосица милицейских свистков. Нарушителей возвращали назад на тротуары, прогоняли на переходы у перекрестков".

Эти усилия принесли плоды: киевские пешеходы постепенно приучились слушаться сигналов светофора.

"Досветофорный" переход на улице Воровского, ныне Крещатик. Фото начала 1930-х гг.

Запретные два метра

Когда светофоры вошли в обиход, киевские власти учли их и в правилах уличного движения. Текст этих правил, принятых в 1938 году, содержал специальные пункты, разъяснявшие все световые сигналы. Понятно, что красный означал "Стой!", а зеленый разрешал движение. Что же касается желтого, он тоже считался воспрещающим сигналом со следующими оговорками:

"На перекрестках, где нанесена линия "стоп", транспорт останавливается у этой линии.

На перекрестках, где нет линии "стоп", но на мостовой отмечена пешеходная дорожка, транспорт останавливается, не доезжая 2 метров до дорожки.

На перекрестках, где нет линии "стоп" и не отмечена пешеходная дорожка, транспорт останавливается, не доезжая 2 метров до угла перекрестка.

Транспорт и пешеходы, застигнутые желтым сигналом на перекрестке за местом обязательной остановки, продолжают движение и освобождают перекресток".

Поначалу светофоры устанавливали исключительно на перекрестках. До остановок движения вдоль улицы, позволяющих пешеходам пересечь ее, речь тогда еще не шла.

"Правила уличного движения в г. Киеве", утвержденные в 1938 г.

Откуда пришла "зеленая волна"

С годами управление светофорами усложнилось. Для ми­ли­цио­не­ров-ре­гу­ли­ров­щи­ков были сконструированы специальные "стаканы" с пультами. Потом переключение сигналов начали производить в дистанционном или автоматическом режиме. К этому времени число киевских светофоров достигло многих сотен.

На рубеже 1970-1980-х годов пользовались громадной популярностью автоматизированные системы управления (АСУ). Научные и проектные институты постарались применить модное новшество и для управления светофорами. Для начала опробовали так называемую "зеленую волну" - когда от светофора к светофору сигнал "передавался" соответственно скорости транспортного потока, словно эстафета. Впервые "зеленую волну" опробовали на магистрали Крещатик - Красноармейская и вскоре убедились, что длина "пробок" на перекрестках уменьшилась в два с половиной раза. В 1982 году "зеленая волна" действовала уже на пяти киевских трассах. Предполагалось со временем внедрить общегородскую "светофорную" АСУ с центральной диспетчерской, куда поступали бы сведения о текущей ситуации на улицах и об исправности светофоров.

Современный уровень техники позволяет обеспечивать еще более сложные задачи в управлении сигналами светофоров. Сами эти сигналы стали более отчетливыми благодаря переходу от ламп накаливания к светодиодам. Вот только транспортные потоки на главных магистралях столицы теперь настолько возросли, что самые современные АСУ оказываются бессильными. 

Остатки "стакана" для милиционера-регулировщика на Куреневке. 2008 г. Фото: Михаил КАЛЬНИЦКИЙ 

КСТАТИ

А если без светофоров?

Развязки в два и больше уровня давно уже помогают киевлянам не ждать разрешающего сигнала светофора. К примеру, пешеходы впервые получили такую возможность еще в 1962 году. Именно тогда на площади Ленинского комсомола (ныне Европейской) был построен первый в столице и вообще в Украине переход подземного типа. В том же году проложили подземный переход через Крещатик в начале улицы Ленина (Богдана Хмельницкого), и с тех пор пешеходные туннели распространились по всему городу. 

Что касается надземных мостов для пешеходов, то первым из них можно было бы считать знаменитый Парковый мост (известный также как "Поцелуйный"), сконструированный инженером Евгением Патоном и построенный еще в 1910 году. Но надо учесть, что Петровскую аллею, проходящую под мостом, пробили уже после того, как его смонтировали. А если говорить о подобных переходах через существующие трассы, то здесь первым стал пешеходный мостик на Почтовой площади (проект инженера Ефима Левинского). Его соорудили в конце 1978 года. Расчет показал, что это обошлось на 30-40 % дешевле, чем устройство подземного туннеля. Мостик простоял свыше трех десятилетий и был демонтирован в связи с нынешней реконструкцией площади.