14 ноября
Загрузить еще

Копеечные билеты на "швейцарские виллы"

Копеечные билеты на
Фото: Дача Филиппова. С открытки начала ХХ века.

Схожие обстоятельства были и у наших прадедов в начале ХХ века. Хотя далеко не каждому удавалось совершить летнюю поездку на Лазурный берег или к Женевскому озеру, однако на расстоянии буквально нескольких верст от центра Киева можно было найти доступные места для полноценного отдыха. 

С пользой и выгодой

Практическое решение проблемы массового приобщения горожан к природе было достигнуто на рубеже позапрошлого и прошлого столетий путем создания дачных поселков на лесистых и богатых водой окраинах Киева. Кто-то из киевлян строил недорогие виллы себе лично, а для кого-то появился выбор частных дач, цена аренды которых на все лето могла уложиться в 50-100 рублей (в пределах тогдашней месячной зарплаты скромного чиновника).

Первую значительную акцию в этом направлении совершило ведомство государственных имуществ. У него "на балансе" в дореволюционное время находились земли лесистой местности Святошино возле западной границы Киева. Территорию Святошино прорезало Брест-Литовское шоссе (ныне - проспект Победы). Наличие этой транспортной артерии стало главным толчком к освоению перспективной местности.

Ведомство государственных имуществ решило предоставить свою недвижимость в долгосрочную аренду, со сносом части деревьев, под строительство частных дач. Уже в 1896 году вопрос о разделении Святошинского леса на дачные участки в принципе был решен. В следующем году состоялся официальный отвод в аренду сроком на 99 лет 450 участков, каждый в среднем площадью более полгектара. В основу планировки нового дачного поселка легли шоссе и параллельные ему улицы, пересекаемые короткими поперечными улочками-"просеками". Улицы Святошино получили различные названия: так, к югу от шоссе проходили Пушкинская (теперь Львовская), Петропавловская (Верховинная), Южная (Михаила Котельникова), к северу - Северная (Феодоры Пушиной) и некоторые другие.

Помещение ГАИ на Львовской улице в бывшей даче Филиппова. 

Нашлись заинтересованные предприниматели, которые довольно быстро организовали специальный трамвайный маршрут из города в сторону поселка вдоль Брест-Литовского шоссе. Сначала здесь ездила конка, но в 1901 году линия была электрифицирована. Билет стоил 20 копеек в один конец; интервал движения в дачный сезон составлял 8-15 минут. Другим удобным транспортным средством оказалась железная дорога: в 1902-м вступила в строй Ковельская линия, обогнувшая Святошино непосредственно по восточному краю. У поселка устроили разъезд, который впоследствии превратился в полноценную железнодорожную станцию. Поезд подвозил дачников от киевского вокзала за 14 копеек.

А Беличи против

Поначалу дачная жизнь под Киевом была не слишком увлекательной. Вот картинка с натуры из газетного отзыва о святошинских дачах на втором году их существования: "Дачники сидят в своих дачах, как сурки в норах... Улиц в Святошино еще нет, а есть широкие просеки, густо усеянные пнями срубленных деревьев. Все это должно было быть выкорчевано еще к ноябрю прошлого года; но, как всегда бывает у нас, до сих пор ничего не сделано, и выкорчевка пней производится только теперь, в самый разгар дачного сезона. Пни выкапывают, вырубают, выжигают. Дым голубой пеленой стелется по Святошино, придавая ему характер не дачного места, а лесного пожарища". 

Тем не менее благодаря удобной транспортной связи ситуация менялась буквально на глазах. В течение считаных лет Святошино приняло цивилизованный вид, здесь появились рыночная площадь и магазины, артезианское водоснабжение, пожарная охрана, почта и телеграф, учебные заведения, библиотека, различные медицинские учреждения и санаторий. Налаживанию развлечений способствовали просторный парк с концертной эстрадой, рестораны, пруд с купальней и лодочной станцией. Энергично действовало поселковое Общество благоустройства, созданное дачными активистами. 

Святошино. Центральный пруд. С открытки начала ХХ века.

Собственными дачами в Святошино обзавелись многие известные киевляне. Среди них были экс-мэр Василий Проценко, актер и антрепренер Исаак Дуван-Торцов, содержатель цирка Петр Крутиков, врач и спортивный деятель Евгений Гарнич-Гарницкий, инженер-изобретатель Антон Страус, несколько профессоров университета и даже такие тузы, как сахарозаводчик Александр Терещенко и фабрикант колбасы Карл Бульон. Здесь же приобрели себе коттеджи некоторые железнодорожные начальники, для которых проезд к месту отдыха вообще был бесплатным.

Даже зимой святошинские дома не пустовали, давая жилье почти трем тысячам жителей. А в разгар летнего сезона здесь могли отдохнуть добрых двенадцать тысяч. Любопытно, что на северной периферии поселка расценки на дачи были самыми низкими. Сказывалось неприятное соседство с селом Беличи, молодые жители которого слыли заядлыми дебоширами: они то и дело наведывались в Святошино и цеплялись к соседям-дачникам...

Постройки, ласкающие взоры

Застройка Святошино проводилась вполне профессионально. Еще в сентябре 1896 года киевская пресса сообщила о том, что опытный местный зодчий Александр Хойнацкий совместно с городским архитектором Александром Кривошеевым разработал ряд типовых проектов дачных домиков для поселка. Благодаря этому пресса писала: "Архитектура построек напоминает собою те живописно красивые, стиля "швейцарского", скромно-изящные виллы, которые так ласкают наши взоры на заграничных курортах". Впоследствии на облик дачных домиков наложило отпечаток распространение стиля модерн. 

В поселке появился и свой храм. Соответствующий проект был разработан в 1902 году киевским специалистом Николаем Гардениным - мастером каменной и деревянной архитектуры, воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ввиду ограниченных средств работы тянулись долго; освящение церкви во имя Св. Николая состоялось лишь в июне 1907-го. То было деревянное, обложенное кирпичом строение с одной главой и шатровой колокольней.

Впрочем, советское время вынесло святошинской церкви роковой приговор. А все мало-мальски пристойные дачи были национализированы. Их приспособили под рабочие санатории, лечебницы, детские лагеря. Теперь же на бывших "просеках" растут высотные дома, и узнать в этой стремительно урбанизируемой местности прежний дачный поселок не так уж просто. 

Святошинский трамвай. С открытки начала ХХ века.

КСТАТИ

Удача для бывшей дачи

Несмотря на нашествие многоэтажной застройки, единичные образчики дачной святошинской архитектуры сохранились по сей день. Едва ли не наиболее ухоженным из них выглядит пышно оформленный дом по нынешней улице Львовской, 80. Хотя венчавший его в прежние времена фигурный купол давно утрачен, в остальном коттедж смотрится вполне пристойно, а на лицевом фасаде даже обновлены скульптурные украшения. Когда-то здание принадлежало состоятельному дачевладельцу Григорию Филиппову. А теперь оно известно многим автомобилистам Святошинского района - в этих стенах находится отделение ГАИ.