Загрузить еще

Запах гари над опустевшим городом

С архивных фотоснимков Киев предстает таким, каким его увидели в ноябре сорок третьего года советские солдаты, только что изгнавшие отсюда гитлеровцев. Попробуем и мы мысленно переместиться на семь десятков лет назад. Представим себе, что над ноябрьским городом висит густой запах пожаров, на улицах вместо фырчания легковых иномарок слышен грохот военной техники, а под ногами вперемешку с опавшими листьями хрустят осколки стекла и битые кирпичи...   

 
7 ноября 1943 года можно было уже пройти по городу, в котором еще вчера гремели залпы. На площади перед Святой Софией запечатлены в этот день маршал Георгий Жуков - представитель Ставки Верховного Главнокомандования, координатор действий 1-го Украинского фронта (1-й слева), и Никита Хрущев - руководитель республиканской компартии, член Военного совета фронта (2-й слева). Они убедились, что Софийский собор и памятник Богдану Хмельницкому благополучно пережили оккупацию. Рядом с ними в кадре - известный поэт, в то время зампред Совнаркома Украины Мыкола Бажан (3-й слева) и знаменитый писатель и кинорежиссер Александр Довженко (4-й слева). 
 
 
Первыми в центр Киева еще 5 ноября прорвались разведчики-танкисты. Один из них - гвардии старшина Никифор Шолуденко, уроженец крестьянской семьи на Киевщине - был убит в бою за столицу. Его похоронили прямо на площади Калинина (будущем Майдане), и перед скромной могилой героя останавливались многие киевляне. Ныне прах Никифора Шолуденко захоронен у памятника Вечной Славы, а на месте здания, оказавшегося на фото справа, теперь стоит Дом профсоюзов.
 
 
Отступая в сентябре 1941 года, советские войска разрушили киевские мосты через Днепр. За два года оккупации немцы наладили несколько переправ, но в 1943-м, в свою очередь, уничтожили их, не жалея взрывчатки - так, чтобы мосты уже не подлежали восстановлению. Сразу же после освобождения столицы Украины строители с невероятной быстротой, работая день и ночь под вражескими бомбежками, организовали временные низководные мосты для поездов и автомобилей. На фото зенитчики защищают от налетов автомобильный мост, проложенный от Наводницкого урочища; рядом с ним - руины Наводницкого моста, который начали строить еще перед войной (ровно через 10 лет, 5 ноября 1953 года, на его месте откроют мост Патона).
 
 
Сразу после освобождения Киев был почти безлюдным, потому что гитлеровцы перед боями старались освободить город от жителей. Но когда враг откатился к Западу, из тайных укрытий в руинах, из дренажных и канализационных колодцев, из окрестных сел сюда потянулись уцелевшие жители. Они тащили на легких тележках или просто в руках свой небогатый скарб. Двое пожилых киевлян, попавших в объектив фотографа, бредут по разрушенному Крещатику (квартал нынешнего Главпочтамта).
 
 
Центр города после пожаров и разрушений казался особенно запустевшим. Колоннада перед входом на стадиона "Динамо" выглядит унылой и заброшенной, с нее еще не содрали немецкую надпись DEUTSCHES STADION. Здесь нескоро возобновятся тренировки. Динамовцы Киева, потерявшие в концлагере у Бабьего Яра своего лучшего вратаря Николая Трусевича и других мастеров, в первых послевоенных чемпионатах СССР окажутся на самом дне турнирной таблицы...  
 
Фотоснимки конца 1943-го - начала 1944 года из собрания ЦГА КФФД Украины им. Г. Пшеничного и коллекции автора.