21 декабря
Загрузить еще

Кто ждет, когда рухнет "дом со змеями"?

Кто ждет, когда рухнет
Фото: Здание с каждым годом теряет свой облик. На балконах первого и второго этажей растет по небольшому деревцу.

В мэрии ни о каких планах реставрации не слышали.

Старинный четырехэтажный дом на улице Большой Житомирской, 32, киевляне называют "дом со змеями" или "дом с каштанами". Лепные рептилии поддерживают балконы здания, а листья каштана расположены на его фасаде. Последние лет десять некогда красивое здание быстро разрушается: фасад осыпается, стекла заколочены досками, а прямо на балконе первого этажа проросла березка.  

Имя владельца памятника архитектуры долгое время держалось в секрете. В декабре 2009 года на аукционе ООО "Акваплаз" купило здание за 14,8 млн грн. Юрист этой организации Юрий Пилипенко рассказал "КП", что уже четыре года компания хочет начать реставрацию здания, перестроив его в гостиницу. Но из-за юридических нюансов этого сделать не может.  

- Мы приобрели здание у МВД на аукционе по рыночной цене, - рассказывает Юрий Пилипенко. - Но по Земельному кодексу для начала работ необходимо решение киевских депутатов о передаче участка в аренду. 

Однако в городском управлении охраны культурного наследия удивились нашему вопросу о реставрации "дома со змеями". 

- Начальный этап реставрационных работ памятника архитектуры - это предоставление нам проекта, чтобы мы могли понять, каким здание видят проектировщики, - говорит Яков Дигтяр, и. о. начальника управления. - К нам по поводу этого здания никто не обращался.

Возникает вопрос - а заинтересован ли застройщик в восстановлении "дома со змеями"? За четыре года ООО "Акваплаз" сделало немного - поставило решетки на окнах, отремонтировало крышу, чтобы она не протекала, и наняло охранника, который периодически обходит здание, прогоняя бомжей.  

Можно понять и городскую власть - примеров доведения памятников архитектуры до аварийного состояния много. Причем действуют застройщики обычно по отработанной схеме. Сначала покупается дом в аварийном состоянии как нежилой фонд. На основании владения домом его земельный участок берется в аренду. За домом никто не следит, он постепенно осыпается и рушится. Вдруг возникает пожар - чаще всего во всем винят бездомных, которые не уследили за костром, - и строение сносят. Освобождается несколько соток дорогущей киевской земли под строительство высотки. По такой схеме за последние годы уничтожили десятки памятников. Самый свежий пример - дом на улице Аллы Тарасовой, 4 (рядом с "Хайятом"). Из здания со 106-летней историей давно отселили жильцов и продали его частной компании. Летом 2011 года якобы случайно оно сгорело. Теперь вопрос времени, когда дом снесут и что на его месте построят.    

Под символами дома - змеями - повесили сетку. На случай, если элементы фасада отпадут. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 

К сожалению, современная история Киева не знает прецедентов наказания за разрушение архитектурных памятников. А схема их уничтожения не меняется десятки лет. И каждый год Киев продолжает терять один за одним свою историю, обретая безликость и равнодушие к прошлому. 

Справка "КП"

Построил здание в 1910-1911 гг. архитектор Игнатий Ледоховский, один из отцов киевского модерна. Дом проектировался как трехэтажный, внутри квартиры были украшены лепниной, плиткой, и был на то время роскошным особняком. В начале ХХ века этот дом назывался доходным и служил мини-гостиницей. В 20-е годы надстроили четвертый этаж. В 90-е годы после очередной смены собственника дом стал собственностью МВД.  

ТОП-7 зданий, которые мы теряем

"КП" составила список киевских памятников архитектуры, которые находятся под угрозой уничтожения. 

* Пивоваренный завод Марра. Построенные в середине XIX века пять зданий завода солодовых экстрактов на улице Фрунзе, 35, продаются уже года три. От памятника архитектуры остались только стены - все оборудование и коммуникации вырезал и увез прошлый собственник. Последние годы территория завода (70 соток) используется для стоянки автомобилей соседнего офисного центра.

Фото: panoramio.com.

* Усадьба Мурашко. Здание на Малой Житомирской, 12, построили в середине XIX века. Название свое дом получил от имени известного живописца Александра Мурашко. В 2007 году жителей дома стали отселять на Троещину, все, кроме одной семьи, согласились. Оставшиеся до сих пор судятся с городской властью.     

Фото: derybanu.net.

* Дом Сикорского. В здании на улице Ярославов Вал, 15б, прошло детство известного авиаконструктора Игоря Сикорского. Киевляне много лет наблюдают, как дом разваливается, а власть периодически обещает обустроить в нем музей авиации.           

* Улица Софиевская, 20/21. Шестиэтажное здание находится напротив колокольни "Софии Киевской". По одной из легенд, именно с его балкона Михаил Грушевский зачитывал Третий универсал Центральной Рады.  

* Улица Мазепы, 11. Доходный дом Никольского монастыря находится рядом с площадью Славы. Построили его в начале XX века по проекту архитектора Ермакова. Сначала просили $ 50 млн, потом - $35 млн.   

* Улица Хорива, 14. Двухэтажный зеленый домик когда-то принадлежал купцу Михаилу Дегтяреву, а теперь доживает свои последние дни. 

* Замок Барона. Дом с остроконечными башнями в самом начале улицы Ярославов Вал был построен в 1898 году. В начале XX века в доме был кинотеатр, а в советские времена его перепрофилировали в общежитие. Лет десять назад всех жильцов отселили и замок Барона выставили на продажу. Сначала просили $ 15 млн, потом - $ 12 млн. По слухам, владельцем здания является депутат Киевсовета Александр Лойфенфельд. 

Фото: сouldcat.com.ua.