ПЛЮС: ПУСТЯТ ФУРЫ В ОБЪЕЗД СТОЛИЦЫ
Предложения строить автотрассы на условиях концессии (когда инвестор вкладывает деньги и за счет эксплуатации объекта "отбивает" их за 10-30 лет) в стране уже были, но их так и не реализовали. Инвесторы боятся риска, а государство, привыкшее быть монополистом в строительстве дорог, не горит желанием.
И вот украинско-российская компания "Петрохолдинг" обратилась с предложением вложить нужную сумму. У нашего северного соседа лет пять назад поняли выгоды строительства на условиях концессии, и по всей стране там уже делают платные магистрали.
Отметим, что, по условиям строительства такой дороги, рядом с ней должна быть дублирующая, бесплатная. Так что альтернатива у водителей останется. Еще один плюс в том, что следующие три десятка лет за состоянием дороги следит инвестор, а не государство. Поэтому вполне возможно, что в нашей стране появится хоть одна дорога хорошего качества.
- Через Киев проходят европейские транзитные коридоры, и фуры переправляются на другой берег Днепра, - рассказывает представитель Госинвестпроекта Сергей Евтушенко. - Значительная часть грузовиков едет по Южному мосту, из-за чего там скапливаются регулярные пробки.
Малую Окружную дорогу (так собираются назвать этот участок трассы) планируют как альтернативу этому пути - чтобы фуры объезжали столицу. Пройдет дорога от Столичного шоссе по новому мосту через Днепр (см. карту-схему) и к городу Борисполь. Сначала проектанты предлагали прорыть туннель, но тогда автотрасса будет стоить очень дорого - 1,4 млрд евро. Поэтому остановились на 700-метровом мостовом переходе. С ним стоимость проекта обойдется втрое дешевле - около 428 млн евро.
Сейчас технико-экономическое обоснование, которое разрабатывала португальская компания, находится в Кабмине на завершающей стадии согласования. После утверждения объявят конкурс на проект.
МИНУС: ОБЪЕЗД СТАНЕТ ПЛАТНЫМ
Кроме главного минуса новой дороги - платы за проезд, есть и еще один: отсутствие выделенных участков под строительство. Новая дорога длиной 18 км (ее полные параметры и цены проезда см. в ТТХ) пройдет в пойме речек и по частным владениям. На примере Русановских садов мы видим, что в подобных случаях возможны суды, которые могут длиться годами.
- У нас есть опыт с Большой Окружной дорогой. Отселение по суду одного участка занимает около года. Причем судиться могут люди, которые находятся не только на пути дороги, но и те, кто живет рядом с ней, - рассказывает Константин Комов из Киевского областного совета.
Но организаторы проекта говорят, что решат эту проблему.
- У нас есть договоренности на уровне главы области, - объясняет Александр Журавлев, президент Центра стратегических программ. - Земля - это вклад от государства в этот проект.
Правда, в то, что кто-то захочет за бесценок отдать свой участок в пользу строительства Малой Окружной, слабо верится.
Еще один вопрос: смогут и захотят ли водители платить? Несколько лет назад был негативный опыт в Венгрии, когда установили высокую плату и неправильно просчитали пассажиропоток. Люди просто отказались ездить по этой дороге. Поэтому государству пришлось забрать у собственника дорогу и сделать ее бесплатной. Зная менталитет наших водителей, подобное вполне может повториться и у нас.
Большинство из опрошенных нами специалистов считают, что Киеву нужно не частичное решение транспортных проблем, а более глобальное - новая Большая Окружная. Но ее из-за тех же проблем с землей уже третий год проектируют и проектируют. А когда дело дойдет до строительства - никто сейчас сказать не может.
А КАК У НИХ?
Количество дорог, построенных на условиях концессии
Россия 800 км
Польша 469 км
Италия 5500 км
Хорватия 1200 км
Франция 8800 км
УКРАИНА 0 км
ТТХ новой трассы
Длина - 18 км
Стоимость - 228 млн евро
Время окупаемости средств для инвестора - 30 лет
Срок строительства - 36 месяцев. Начало работ - 2013 год
Число полос - шесть (по три в каждую сторону)
Ориентировочная плата: легковые авто - 6-14 грн., грузовики - 17-36 грн.
Экономия по времени (в сравнении с нынешним маршрутом через Южный мост) - 10-20 мин.
Машинопоток - до 80 тысяч авто в сутки. Ожидают, что 60% авто будут грузовыми.