Статский советник
В любом регионе в Российской империи занимал заметное место губернский инженер. Тому, кто занимал этот пост, подчинялось все гражданское строительное дело в губернии. Киевскими губернскими инженерами были признанные маститые специалисты. В их число входил и статский советник Гешвенд.
Родился Федор Романович Гешвенд в Гельсингфорсе (Хельсинки) в октябре 1838 года. В 20 лет он окончил строительное училище в Петербурге, после этого был направлен служить в Киев. Здесь инженер-строитель Гешвенд трудился долго и плодотворно. Он составлял проект отопления и вентиляции при реконструкции Мариинского дворца. Под его руководством сооружался храм в честь Иконы "Живоносный Источник" на Борщаговке (церковь эта, сильно перестроенная, существует до сих пор). Он входил также в состав комитета по постройке Владимирского собора, и его имя значится на памятной доске внутри храма. Для Кирилловских богоугодных заведений по его проекту был возведен комплекс помещений лечебницы для умалишенных (правда, теперь на месте зданий Гешвенда стоят современные корпуса Кирилловской больницы).
Сменив в Киеве несколько должностей, к 1880-м годам Федор Романович дослужился до чина статского советника, стал губернским инженером. Он обзавелся домиком на престижных Липках, по нынешней улице Пылыпа Орлика (не сохранился). Заведовать строительным отделением Киевского губернского правления было довольно-таки хлопотно. Но Гешвенд все же находил время для других увлечений. Так, в 1886 году он выдвинул проект "реактивного паровоза". Изобретатель предложил приводить в движение железнодорожный состав при помощи струи сжатого пара. Не успели специалисты разобраться с этим новшеством, как Гешвенд огорошил их другой идеей. Теперь уже речь шла не о паровозе, а о паролете!
|
В небо - с паровым котлом
В книжном магазине Гинтера и Малецкого на Крещатике 125 лет назад появилась в продаже тоненькая брошюрка, которая называлась: "Общее основание устройства воздухоплавательного парохода (паролет)". Ее автором был Федор Гешвенд. На 14 страницах с одним рисунком он вполне серьезно излагал проект воздушных перелетов из Киева в Петербург на реактивном аэроплане собственной конструкции!
В брошюре Гешвенда была подробно рассмотрена конструкция его паролета. В остроносом фюзеляже длиной 9 метров размещались место пилота, кабина для двух-трех пассажиров и паровой котел. Сверху крепилось сдвоенное овальное крыло из полотна на металлическом каркасе. Паролет разбегался по рельсам до взлетной скорости - 116 км/ч. При этом, по расчетам Гешвенда, должна была развиваться подъемная тяга 81 пуд (около 1350 кг). Средняя скорость полета ожидалась 160 верст в час, максимальная - 260. Таким образом расстояние от Киева до столицы можно было покрыть за 6 часов, с учетом промежуточных остановок на специальных станциях для дозаправки. Автор наблюдал за тем, как летают дикие гуси, и оценивал мощность своей машины в 350 "гусиных сил".
|
Насколько же реальны были его расчеты? Ответ на этот вопрос был получен много позже, когда удалось оценить плюсы и минусы конструкции по современным критериям. Безусловно, паролет не взлетел бы. Там, где, по выкладкам Гешвенда, должна была возникнуть тяга свыше тонны, нынешние специалисты насчитали всего-навсего 10 кг.
Но вместе с тем у киевского инженера были подлинные прозрения. Его изобретение включало остроконечный обтекатель, эжекторы-воздухозаборники для усиления реактивной струи подсосом окружающего воздуха. Управление полетом предусматривалось при помощи изменения угла крыла и положения "последней воронки" - реактивного сопла. Все это вошло в конструкцию реальных реактивных самолетов XX столетия!
|
Крах инженера Гешвенда
Инженер Гешвенд упорно стремился к цели. Вскоре после первого опуса о паролете он выпустил второй: "Дополнение об упрощении в устройстве воздухоплавательного парохода (паролет)". Взяв в аренду на хуторе Рыбное под Киевом клочок земли, он соорудил взлетную эстакаду и приступил к изготовлению своего паролета на шесть пассажиров. Впервые в истории отечественной авиации делалась попытка создать на практике реактивный самолет.
Расходы были велики, но Федор Романович рассчитывал на содействие столичной Комиссии по применению воздухоплавания в военных целях. Он направил туда свои материалы. Вероятно, изобретатель надеялся и на поддержку Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора Александра Дрентельна, под началом которого служил инженером военных сообщений в Русско-турецкую войну.
Однако в июле 1888 года Дрентельн внезапно скончался. Почти одновременно из петербургской комиссии пришел отрицательный отзыв. Это означало, что Федор Романович остается один на один со своими проблемами. Средств у него уже не было. Домик с мезонином на Липках, принадлежавший жене, пришлось продать. Отовсюду слышались насмешки. И здоровье не выдержало. Гешвенд слег в лечебницу для душевнобольных, где и умер в феврале 1890-го. Таким образом, жизнь изобретателя, на десятки лет опередившего свое время, оборвалась в той самой больнице, которую он строил...