17 августа
Загрузить еще

Этот год - самый кровавый для киевских мотоциклистов

Этот год - самый кровавый для киевских мотоциклистов

Только с марта этого года на столичных дорогах произошло 278 ДТП с участием мотоциклистов. В этих авариях погибло 20 человек, еще 141 получил травмы. Эта страшная статистика продолжает расти чуть ли не каждый день. И абсолютное большинство из пострадавших - молодые ребята, которым до 30 лет. Почему они не дорожат жизнью? Кто виноват и что делать, дабы в следующем году статистика не стала более печальной? Для получения ответов на эти вопросы "Комсомолка" собрала круглый стол, на который пригласила юристов, мотоциклистов и представителей ГАИ.

О ПРИЧИНАХ ТРАГЕДИЙ

- Какие основные причины мотоаварий в Киеве? Почему их с каждым годом становится все больше?

Александр КОВАЛЕВСКИЙ, старший инспектор отдела по связям с общественностью ГАИ Киева:

- К сожалению, ситуация ухудшается ежегодно. Если в 2010 году у нас было 13 погибших мотоциклистов, то в 2011-м эта цифра выросла до 18, а за неполных девять месяцев этого года уже имеем 20 погибших. Причин тут несколько:

1. Превышение скорости.

2. Мотоциклисты садятся за руль в нетрезвом состоянии.

3. Нарушают правила обгона и маневрирования. Нередко ездят на незарегистрированной технике, без прав, заведомо зная, что останавливаться на требования работника ГАИ они не будут.

4. Все чаще происходят аварии с участием детей. Родители покупают несовершеннолетним скутеры, а те гоняют, как сумасшедшие. Как пример, трагедия в Соломенском районе. Двое парней столкнулись с иномаркой. Один погиб на месте, второй умер в реанимации.

Константин ЖУК, президент Национальной ассоциации мотоциклистов Украины:

- Я бы не стал винить во всем именно мотоциклистов. С каждым годом в стране увеличивается количество транспорта. А значит, в том числе растет число аварий. Дело скорее всего не в том, сколько колес имеет транспорт, два или четыре, большинство мотоциклистов являются и автомобилистами. Дело в низкой культуре наших водителей.

- Существует мнение, что на мотоциклистов нет управы. Сотрудникам ГАИ даже запрещено их преследовать, поскольку большой риск гибели во время погони. Может, нужно усилить контроль на дороге? Или создать более серьезную систему подготовки мотоциклистов?

Сергей ГЕРМАН, директор мотошколы FPS Racing:

- Большинство ДТП происходит по причине отсутствия элементарного самоконтроля. У людей нет понимания, что такое мотоцикл. Очень сложно закрыть ручку газа, когда уже пошел набор скорости. Если бы люди никогда не учились ездить на машинах, статистика смертей и аварий была бы просто ужасная. Примерно то же самое сейчас происходит с мотоциклистами. Просто их количество от общего числа водителей намного меньше.

Вторая причина - слабая законодательная база. Она не дает возможности полностью контролировать ситуацию на дорогах. У работников ГАИ минимум рычагов влияния на мотоциклистов. Байкеры выезжают на дорогу и едут в стиле - как хочу. Ну, сами посудите, как можно остановить мотоциклиста, который движется по проспекту Победы со скоростью 280 километров в час?! Тем более, согласно нашей законодательной базе, преследование мотоциклистов запрещено. Все, что можно сделать, - остановить его на заправке. В нашей школе вождения каждый год выпускается по 150 человек, и только 2 процента из наших выпускников попадают в аварии. В целом же уровень подготовки мотоциклистов в Киеве очень низкий.

Вадим ВОЛОДАРСКИЙ, руководитель юридического сектора НАМУ:

- У этой проблемы есть и другая сторона. К сожалению, к мотоциклистам крайне предвзятое отношение как со стороны автомобилистов, так и со стороны ГАИ. Очень часто мотоциклистов обвиняют необоснованно.

Пример. Улица  Дегтяревская. Удар со встречными авто. Очевидно, что автомобиль выехал на встречку. Но ГАИ составляет протокол на мотоциклиста, якобы за несоблюдение безопасного интервала. Такие случаи сильно искажают статистику и формируют у водителей предвзятое отношение к мотоциклистам. Начинаются разговоры - мол, они у нас не ездят, а летают. Если мотоциклист - значит, пьяный.

Еще один пример. В Киеве машина переезжала перекресток на красный, в нее влетел мотоциклист. Парень погиб. Так вот после аварии водитель машины заявил: "Он сам виноват - нечего летать по дорогам!"

Если говорить о типичных ДТП с участием мотоциклистов, в большинстве случаев виноваты не мотоциклисты, а автомобилисты. Аварии, как правило, случаются, потому что машины разворачиваются через две сплошные. Делают левый поворот и не уступают. Перестраиваются и не смотрят в зеркало заднего вида. Водители не видят или не хотят видеть мотоциклистов. А зачем? Все равно они будут виноваты. 

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

- Что же необходимо сделать нашему государству, чтобы как-то изменить эту ситуацию. Увеличить штрафы? Возможно, больше проводить профилактику?

Владимир КАРАВАЕВ, автоэксперт, автор бестселлера "100 аргументов против штрафов ГАИ":

- Мотоциклисты - это люди с определенной психологией. Они заслуживают уважения. Со всем, что говорили выше, я согласен. Но это все причины. А я хочу поговорить об условиях, в которых случаются  ДТП. Главное, я считаю, это состояние дорог. У нас по городам двигается грузовой транспорт, портит асфальт. При этом из кузова высыпается тот же гравий, щебень. Если на него налететь на скорости, это верная смерть. Влететь в яму - это тоже смерть. Для мотоциклов нужен идеальный трафик. Никакая профилактика тут не поможет. Сколько ни пиши на сигаретах, что курение опасно, люди не бросают. Пришло время менять технические условия. ГАИ обязана следить за состоянием дорог, а не строчить предписания, которые даже не рассматривают дорожные службы. За границей за полицейским закреплен определенный участок дороги, за который он отвечает. У нас давно обсуждается подобный вопрос, но чиновники уверены, что это приведет к коррупции.

- Если ездить на мотоцикле опасно, может, нужно запретить им езду в городе и пересадить всех на машины?

ФАГОТ, заядлый мотоциклист, лидер группы "ТНМК":

- Ни в коем случае! Мотоцикл - это романтика. Человек, который садится на байк, понимает: риск гораздо больше, чем за рулем машины. Но все равно он садится. Это другие ощущения. Хочу резюмировать сказанное цитатой из фильма "Собачье сердце": "Разруха - она в первую очередь в головах". Берегите себя, берегите близких, берегите мотоциклы, берегите ваши головы. Думайте, перед тем как выкрутить ручку газа. У меня никогда нет проблем ни с ГАИ, ни с водителями. Меня всегда все в пробках пропускают.  Бывали нюансы, что кто-то не заметил, человек начал разворачиваться - такое бывает. Но главное - у водителей появляется вежливость. ГАИ меня остановила всего раз за три года. Спросили, употреблял ли я. Ну, конечно же, нет. Мотоцикл и алкоголь несовместны! Мне на дороге комфортно и с ГАИ, и с автоводителями. Нужно больше внимания друг к другу, и все будет хорошо.

Фото Максима ЛЮКОВА и Thinkstock.